Он верит не в гениальность, а в упорный труд для достижения цели
В прошлом году он стал самым молодым в истории Американской киноакадемии обладателем «Оскара» за лучшую режиссуру.
«Я не хотел снимать ту короткометражку»
Будущий триумфатор появился на свет 19 января 1985 года в столице штата Род-Айленд – Провиденсе. Его отец Бернард – профессор математики Принстонского университета, француз по национальности, родом из Кламара. Мама – историк, специалист по средневековью и писатель. Как в шутку отмечал кинорежиссер, рос он в своеобразной атмосфере, объединившей разные научные изыскания и интересы. Дэмьен вместе со своей сестрой Анной, будущей актрисой и цирковой артисткой, часто оказывались свидетелями родительских дискуссий на весьма необычные и оригинальные темы. С раннего возраста Шазелл хотел снимать фильмы – постоянно их смотрел и сочинял собственные сюжеты. Родители не препятствовали его увлечению, хотя частенько заставляли больше гулять на улице.
Высшее образование он получил в Гарварде по специальности «Визуальные и экологические исследования», став дипломированным специалистом в 2007 году. Первая лента 24-летнего режиссера – мюзикл «Гай и Мэдлин на скамейке в парке» (2009) – рассказала историю о двух влюбленных, которые после расставания не смогли забыть друг друга. В 2013 году Шазелл стал соавтором сценария фильма ужасов «Последнее изгнание дьявола: Второе пришествие» и самостоятельным сценаристом триллера «Торжественный финал», где представил остросюжетную историю, случившуюся на первом концерте пианиста, едва оправившегося от боязни сцены. В нотной партитуре тот обнаружил записку с угрозой убийства его жены в случае, если прекратит играть или ошибется в ноте.
В 2014 году Шазелл выпустил музыкальную драму «Одержимость» с Майлзом Теллером и Дж. К. Симмонсом в главных ролях. Добиться финансирования ленты было невероятно тяжело — продюсеры не были уверены, что стоит вкладываться в «фильм о джазовом музыканте», и попросили Шазелла выбрать сцену из картины и снять ее в виде короткометражки. Режиссер вспоминал: «Это сейчас я могу честно сказать: я не хотел снимать ту короткометражку. Я писал “Одержимость” как полный метр и хотел снимать только его. Но идея продюсеров оказалась гениальной. Короткометражка не только возбудила всеобщий интерес, но позволила мне понять, каким я вижу будущий полный метр».
Это был фильм о джазовых музыкантах, но Шазелл хотел, чтобы тот выглядел как триллер или экшн: «Я был новичком, поэтому все по сути говорили мне: “Сначала покажи, на что ты способен”. Снимать было удобно, так как была только одна локация, мы придумали, как всё показать — поместили музыкантов в одну комнату с преподавателем, там не было оружия и тикающих бомб, но было такое напряжение, что казалось, будто решается вопрос жизни и смерти. Я понимал, что если короткометражка получится, то и с полным метром будет порядок».
«Из-за искусства не нужно страдать»
В январе 2015 года полнометражный фильм «Одержимость» получил пять номинаций на «Оскар», включая за лучший адаптированный сценарий Шазелла, и три из них оказались победными. После этого Дэмьен говорил молодым режиссерам: «Не сдавайтесь. Вы услышите сотню или тысячу нет, прежде чем кто-то наконец скажет да. Конечно, это касается и музыки, и режиссуры, и кинодраматургии, в которых у меня есть некоторый опыт. Сделать фильм — не такое простое дело. Оно требует напряжения, вы столкнетесь с большими трудностями.
В то же время в своей картине я хотел показать человека, который проходит через слишком многое, чтобы добиться чего-то. Но я не оправдываю события в фильме. В нем скорее поднимает вопрос, скольким мы готовы пожертвовать ради искусства. Мне кажется, здесь важнее не страдания, а упорный труд. Этот бред о врожденном таланте или гениальности разрушителен. Эта мысль не только неправильна, но и вредна, так как из-за нее люди недооценивают значимость упорной работы. Моцарт просто родился Моцартом. Чарли Паркер — Чарли Паркером. Это всё туфта. Мне не кажется, что из-за искусства надо обязательно страдать. Это просто романтические бредни».
Еще в студенческие годы Дэмьен познакомился с Жасмин Макглейд. В 2010 году они поженились, а через 4 года расстались, но остались друзьями и деловыми партнерами. В частности, Жасмин вошла в числе продюсеров второй триумфального фильма Шазелла «Ла Ла Лэнд». В 2015 году молодой человек встретил свою новую избранницу, актрису и предпринимателя Оливию Гамильтон. Она – выпускница Принстонского университета, имеет диплом по экономике и финансам. Одно время работала консультантом консалтинговой компании McKinsey & Company, затем участвовала в проектах Дэмьена.
Когда его фильм «Ла Ла Лэнд» отметили в 14 номинациях на «Оскар», она первая обрадовала его этой новостью, прислав SMS-сообщение в Пекин, где режиссер находился с промоушеном картины. Молодой человек даже не сразу поверил своей любимой, подумал, что она шутит. Но бегом побежал в номер к сыгравшему в его ленте главную роль Райану Гослингу, с которым они потом несколько минут просто кричали от переполнявшей их радости. В итоге «Ла Ла Лэнд» получил 6 «Оскаров» и 7 «Золотых глобусов». «Мне хотелось вдохнуть в людей желание мечтать и двигаться вперёд к их мечте, — говорит Шазелл о своей работе. — Но при этом нужно было не скрывать тех сложностей, которые не только могут, но и обязательно возникнут у них на пути. Именно мечта делает жизнь прекрасной, даже если она не всегда сбывается. Без мечты жизнь скучна и бесцветна».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Uznayvse.ru, Cinemotionlab.com, Metronews.ru