Она пела партии главных героинь в самых популярных фильмах
Многие даже не догадывались, что именно она поет в музыкальных картинах: «Туфли с золотыми пряжками», «Небесные ласточки», «Собака на сене», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Лесные качели». Ну, и конечно «Труффальдино из Бергамо», где сыграла Клариче.
«Мама вспоминала, что тонула дважды»
Елена Дриацкая родилась 8 июля 1951 года, ее детство прошло в маленьком городке Комарово. Судьба свела ее родителей еще в студенческие годы, когда Мария Алипова и Валентин Дриацкий учились в ЛЭТИ. Оба они были северянами — Мария с Вологодчины, Валентин из-под Архангельска. Поженились они до войны. После загса разбежались по своим общежитиям. Мария до войны окончить электротехнический институт так и не успела — на свет появилась дочка Алла.
Как и многие жены полярников, в начале войны Мария эвакуировалась вместе с мужем — сотрудником Арктического научно-исследовательского института — в Красноярск. Туда семья приехала с маленькой дочкой, Аллочке шел четвертый год. Вскоре геофизик Дриацкий отправился дальше на север — на зимовку на полярную станцию на Новой Земле, а жену с дочкой оставил на материке. В эвакуации Мария познакомилась с одинокой женщиной. Та стала частенько навещать скучающую по общению молодую мать, любила возиться с ее ребенком. И только когда Аллочка заболела, выяснилось, что у маминой подруги — открытая форма туберкулеза. Выходить зараженную малышку не удалось — Аллочка умерла в четыре года.
Убитая смертью дочки Мария решила пробираться на полярную станцию к мужу — от него давно не было вестей. Так она оказалась пассажиром парохода «Марина Раскова», погибшего в Карском море 12 августа 1944 года после того, как был атакован подводной лодкой. И только чудом Мария была спасена.
«Я помню, как мама вспоминала, что тонула дважды, — рассказывает Елена Дриацкая. — Она была упорной, очень любила отца и после гибели «Расковой», после того как пришла в себя на Диксоне, решила продолжить свой путь в Арктику. Села на попутный пароход, где ее разместили в каюте в центре судна, и отправилась к отцу на полярку. Но как только пароход отошел, выяснилось, что не хватило койки для одной из пассажирок с грудным младенцем на руках. Мама решила уступить ей свое место в каюте, а сама отправилась в кормовой трюм. А на следующий день этот пароход то ли наскочил на немецкую мину, то ли был обстрелян с подлодки, но взрыв пришелся на центр парохода, выжили и спаслись лишь те, кто оказался на корме и носу. В том числе и моя мама. К отцу на полярную станцию она так и не добралась. Встретились они уже после войны».
Только там Мария узнала, что летом 1944 Валентину Дриацкому сообщили: с «Мариной Расковой» в Карском море погибли его жена и дочка. Он вспоминал потом, как после работы шел на берег океана и часами выл от горя. Судьба не только дважды уберегла Марию от гибели, но и после войны наградила Дриацких тремя детьми — у Елены Дриацкой двое старших братьев.
Кстати, самого Валентина судьба оберегала, как и его жену, от гибели не раз. «В этом плане у отца и у матери судьбы схожие, — говорит Алексей. — В годы войны Господь их уберег. И ушли из жизни они почти одновременно: отец умер в 1982 году, а на следующий год умерла и мама. Обычно любящие люди либо уходят с горя следом, а если после смерти родного человека один из них выживает, то уж живет долго-долго».
«Я покупала сказки»
Актриса вспоминала, что, когда ей было лет восемь, мамина подружка сказала: «Какая у тебя некрасивая дочка». На что та ответила: «Ну, может вырастет и будет ничего?» У девушки с детства развился комплекс неполноценности, она боялась поворачиваться боком, втягивала голову в плечи, сутулилась. Конечно, со временем все прошло и выросла она настоящей красавицей. Но бывают моменты, когда ей хочется куда-то спрятаться, от всего мира.
Она всю жизнь любит читать книги, обожает сказочные истории: «Яркое впечатление осталось от бабушки. Она была из Вологодской области. Сказки не читала – пела. Я не помню, о чем были эти истории, но эти песни до сих пор звучат в моих воспоминаниях. Потом благодаря своей профессии я объездила всю страну и столько интересных книг нашла. Я покупала сказки. На этих книгах выросли мои дети и внуки».
Мама Елены очень хотела, чтобы дочь играла на фортепиано. Но родители не ожидали, что дочка бросит девятый класс и поступит в музыкально-педагогическое училище. После окончания учебы Дриацкая работала преподавателем пения в общеобразовательной школе. Однажды раздался телефонный звонок, как оказалось позже, это был руководитель ансамбля «Петрушка». Он ее пригласил на встречу, объяснив, что им нужна Снегурочка. Елена сразу была очень удивлена, а потом согласилась.
В 1974 году по приглашению режиссера Владимира Воробьева Елена Дриацкая поступила на службу в театр музыкальной комедии, где прослужила до 2001 года. Решив не ограничиваться рамками полученной профессии, в 1975 году девушка поступила в институт театра, кино и музыки, где училась на отделении актеров музыкальной комедии.
Роль Клариче
В основном Елене приходилось работать в студии, озвучивать фильмы, мультфильмы, записывать пластинки, быть диктором на радио. Первый фильм, который озвучивала Дриацкая, был «Небесные ласточки», она спела партию героини Денизы де Флавиньи (Ия Нинидзе), потом пригласили петь в «Собаке на сене» — за соперниц: графиню Диану (Маргарита Терехова) и её служанку Марселу (Елена Прокофьева). А в «Трех мушкетерах» Дриацкая пела за Констанцию Бонасье (Ирина Алферова) и за служанку Катарину (Елена Цыплакова). От того, что ей много приходилось озвучивать, актрисе становилось не по себе, и она всегда думала: «Господи, ну почему же так! Почему я сама не могу сыграть героиню и спеть ее партию?»
И вот оно счастье, Елену Дриацкую приглашают на роль Клариче в музыкальную картину «Труффальдино из Бергамо». Снял картину все тот же Владимир Воробьев, режиссер театра музыкальной комедии, который когда-то позвал Дриацкую в свою труппу. Он был человеком далеким от кино. Но под его руководством театр музкомедии приобрел невиданную ранее популярность. На спектакли Воробьева специально приезжали из Москвы, где, казалось бы, театральная жизнь била ключом. Этому режиссеру удавалось делать постановки яркими, фееричными, креативными. Немудрено, что в экранизацию «Труффальдино» Воробьев взял всех звезд своей труппы. Исключение составили только Константин Райкин и Наталья Гундарева. Для Райкина эта роль стала первой большой киноработой. А ведь вместо него мог сыграть Олег Даль или Александр Демьяненко.
Так как Воробьев не представлял себе этот фильм иначе, чем мюзикл, он начал с того, что обратился к знаменитому композитору Александру Колкеру с просьбой написать музыку. Но та требовала динамичного действия, поэтому Воробьеву пришлось включить в сценарий погони, драки и сцены фехтования. В павильонах «Ленфильма» появились венецианские пейзажи, а каналы с успехом снимали на Неве, в которую весьма органично вписались итальянские гондолы. Все это создал художник Исаак Каплан. Позже, когда актерам довелось побывать в Венеции, они говорили, что город, выстроенный в то время в павильонах студии, почти ничем не отличался от реального.
Снимали фильм летом и осенью 1976 года в Пушкине. Однако некоторые сцены пришлось переснимать зимой, на берегу Финского залива. Актеры ужасно мерзли, а вдоль залива уже лежал снег. Но Воробьев быстро придумал выход — он заявил, что снег будет выглядеть, как пена от прибоя, и зритель ничего не заметит. Так оно и произошло.
Так как все актеры работали в театре музыкальной комедии, то с вокалом проблем не возникало — все пели своими голосами, кроме Райкина и Гундаревой. За нее пела Елена Дриацкая.
Потерянный голос
Когда прошла премьера фильма, Елена была на восьмом месяце беременности. Потом ушла в декрет. Вернувшись в театр, Дриацкая ощутила холодное к ней отношение главного режиссера Воробьева. Егорыч, как все его называли, с ней не разговаривал долго. За это время Елена успела родить двоих детей – Сашу и Яночку.
Тут случилась беда. Дриацкая заболела, потеряла голос и не смогла больше петь. Долго лечилась, ей сделали операцию на голосовых связках. Елена хорошо помнит тот момент, когда в один миг лишилась голоса. Женщина была этим шокирована, она не могла произнести ни единого звука, даже шёпотом. Дриацкой пришлось писать сыну записки, и он целыми днями их читал.
На этом беды Елены не закончились, вскоре один за другим умирают родители. С мужем тоже начались ссоры, и в итоге Елена осталась с двумя детьми на руках одна. В это время позвонил бывший муж из Австралии и попросил отпустить к нему жить сына. Елене понимала, если она любит Сашу, то должна делать не как ей лучше, а как лучше будет сыну. И Александр улетел в Австралию.
Дочь Яна пошла по маминым стопам, играет на фортепиано, поет, но профессионально этим заниматься не захотела. Елена все эти годы преподавала, была хормейстером Санкт-Петербургского театра музыкальной комедии, в этой должности прослужила до 2001 года. Сейчас она вновь вернулась к дубляжу, ее голосом, например, говорила Лея Органа в последнем эпизоде «Звездных войн».
Актриса после болезни ни разу не смотрела фильм «Труффальдино из Бергамо», не может, уж очень глубокая душевная рана осталась после потери голоса и ухода из любимого театра. Как-то ее спросил один режиссер, что для нее дороже, театр или дети. И она, не задумываясь, ответила: «Дети!»
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Смена» (smena.ru), Tunnel.ru