Известной актрисе исполняется 80 лет
Популярность пришла к ней после съемок в фильме Александра Орлова «Женщина, которая поет», где она сыграла подругу Анны Стрельцовой (Аллы Пугачевой).
«Буду играть Бабу-ягу»
Будницкая родилась 5 июля 1937 года в Москве. Прадедушка будущей актрисы служил губернатором Казани, отец работал начальником строительного управления, мама — администратором в гостинице. Но девочку преследовало желание служить музам. Когда в школьном спектакле ей досталась роль попрыгуньи-стрекозы, она даже сама придумала костюм для этой роли. Похвасталась бабушке, а та вдруг говорит: «Зачем тебе это, ты же некрасивая, какая из тебя актриса?» И ошиблась. Ее внучка, теперь сама бабушка, рассказывает об этом так: «А я даже не обиделась, просто ответила: “Ничего, бабуль, я буду играть Бабу-ягу”. Действительно, в детстве я была смешной. Страшненькая, конопатая, мальчики никогда не обращали внимания».
Когда Алла училась в 9-м классе, ее родители расстались. Мама, окончив курсы кройки и шитья, стала подрабатывать и вскоре числилась знаменитой портнихой: обшивала сестер Вертинских, сшила платье Алле Пугачевой, когда та собиралась на конкурс с песней «Арлекино». Так что одета Будницкая всегда была просто блестяще. А потом и сама «выправилась». Но постоянным занятием для нее всегда, с самого детства, было кино, особенно фильмы с Любовью Орловой, которые девочка пересматривала и мечтала, что и сама будет играть так же, как знаменитая актриса.
В 10-м классе к ним в школу пришла женщина из киностудии, чтобы отобрать детей для массовки в фильме «Аттестат зрелости» с Лановым. «В фильме есть сцена школьного бала, меня тоже выбрали, — вспоминает Алла. — На съемочной площадке меня так переполняли чувства, что я заплакала. Меня даже заметил режиссер и снял крупным планом. После этого меня захватило кино, и, уже окончив школу, я твердо решила, что буду поступать в театральный, но ни во ВГИК, ни в Щукинское не взяли. Думала, мечте не суждено сбыться. От безысходности поступила в Институт иностранных языков. Теперь говорю свободно на двух языках – французском и немецком.
Как оказалось, моя дорога в мир кинематографа только начиналась. В один из дней, как обычно, стояла на остановке, ждала автобус, и ко мне подошла жена актера Анатолия Кузнецова: “Вы Аллочка Будницкая? Педагоги ВГИКа говорят: мол, такая хорошенькая девочка, жаль, что не взяли”. Она уговорила меня попытать счастья в очередной раз. И меня сразу приняли на третий тур, после чего была успешно зачислена на курс Григория Козинцева и Сергея Скворцова».
У Аллы были замечательные педагоги, они помогли ей поверить в себя. Единственное, что огорчало молодую актрису, — ее в основном приглашали на роли «красоток», «княгинь», «леди». Хотя она считала, что ее стихия – трагифарс: «Полностью удовлетворила я свои актерские желания только на телевидении. В то время существовала редакция литдрамы, именно там я переиграла классику — Шекспира, Достоевского, Томаса Манна».
«Так узнала, что сыграла настоящую сволочь»
Во ВГИКе Алла познакомилась с будущим мужем Сашей Орловым — оба учились на актерском факультете у Козинцева. Сначала просто дружили, потом поехали после первого курса на целину, где организовали агитбригаду. И влюбились. «Помню, мечтали, сидя на телогрейке на полу сельского клуба во время показа фильма, что мы в Канне и зовут нас Симона Синьоре и Ив Монтан. Саша — из сибирского городка, а я была такая московская штучка, у которой куча поклонников, — вспоминает Будницкая. — Вот в этот период, говорят, я была сногсшибательно хороша! Саша, ныне Александр Сергеевич Орлов — очень хороший режиссер. То есть, у нас не только семейный, но и творческий союз».
Алла снялась в нескольких картинах мужа, в том числе и в «Женщине, которая поет». С Пугачевой познакомилась еще до этого — она в нескольких Сашиных фильмах пела, а когда после «Арлекино» стала знаменитой, на «Мосфильме» задумали снимать фильм о певице с Пугачевой в главной роли. Будницкая сыграла подругу главной героини Машу, после этого актрису почему-то особенно полюбили московские телефонистки. И бесплатно соединяли Аллочку Будницкую с Парижем, практически уравняв ее с Высоцким, — только эти двое и обладали в Москве правом бесплатного моментального соединения. Высоцкий звонил в Париж Марине Влади, Алла — заболевшему парижанину-дяде. Но где любовь, там и завышенные требования. Когда на экраны вышел «Вокзал для двоих», где Будницкая сыграла жену безвинно пострадавшего главного героя, благотворительные звонки в столицу Франции резко прекратились. Ее возненавидели не только телефонистки — буквально вся страна!
Актриса вспоминает: «Рязанов пригласил меня в “Вокзал для двоих” сыграть жену-телеведущую, сказав, что я должна мило почитать прогноз погоды — и все. Только после выхода фильма я узнала, что сыграла настоящую сволочь. Помню, на рынок прихожу за мясом, а мне продавец говорит: “Тебе не продам. Ты убийца, на мужа свое “мокрое дело” повесила!»
Роли в фильмах «Гараж», «Безымянная звезда», «На ножах» вернули симпатии зрителей. «Картину “Гараж” мы отсняли очень быстро! Все актеры работали в театре, поэтому утром мы приезжали на “Мосфильм”, а вечером разбегались по спектаклям. На съемке у нас образовалась небольшая компания: Светлана Немоляева, Лия Ахеджакова, Ольга Остроумова и я. Мы не ходили на обед, у нас с собой были баночки с винегретом и сухарики. Так мы и питались, потому что все время боялись поправиться.
И после того, как “Гараж” отсняли, расстаться с девочками мы не смогли. Начали встречаться вне площадки, устраивали сначала девичники, потом к нам присоединились наши мужья. Со Светой Немоляевой у нас в жизни было удивительное совпадение: мы вышли замуж за Александров Сергеевичей в один день, в один час, в один год, в одном загсе! Тесная дружба нас связывает и по сей день, я ею очень дорожу. Для человека очень важно иметь друзей!»
Воспитала дочь Микаэлы Дроздовской
Благодаря своему знанию иностранных языков, актриса снималась не только в отечественном кино. В 1971 году Аллу Зиновьевну пригласили в картину «Подсолнухи» итальянского режиссера Витторио Де Сика, где ее партнерами были Софи Лорен и Марчелло Мастроянни. «В истории кинематографа, в 1990-е годы, был такой период, когда практически ничего не снималось. Безусловно, это наносило удар по актерам, и кому-то приходилось менять профессию. А кто-то просто от невостребованности не мог найти себе места и уходил из жизни. Как раз в 90-е стали приезжать на “Мосфильм” иностранные режиссеры, и они приглашали тех актеров, которые знали язык. У меня и у Сергея Юрского свободный французский, вот мы и начали сниматься. Вышли картины “Счастье” и “Женщина на ветру”. В последней я играла вместе с внуком Чарли Чаплина Джеймсом Тьере. Еще была картина “Осколок “Челленджера” – там я играла такую квадратную домоправительницу с золотыми зубами. Помню, загримировалась, вошла в студию, а режиссеры увидели меня и закричали: “Женщина, уйдите!” В общем, не узнали».
Тогда же в 90-е годы сыграла в картине «На ножах», экранизации романа Николая Лескова. Снимал муж Будницкой, и он хотел увидеть в своем фильме другую актрису: на роль была утверждена Нонна Мордюкова. Уже шли съемки. И вдруг Алле позвонил второй режиссер и сказал: “Не могли бы вы к нам приехать на пробы роли для картины “На ножах”?” В тот момент мы с Сашей ужинали. Я посмотрела на него, он опускает глаза. Я спрашиваю у звонившего: “Простите, а на какую роль?” Мне отвечают: “Ваша героиня — Екатерина Форова”. Вернувшись к столу, говорю мужу: “Александр Сергеевич, меня приглашают к вам на пробы”. Он отвечает: “Раз приглашают, значит, придется вам поехать”. Нонна была где-то еще занята и не хотела учить так много текста. А для меня это стало одной из самых любимых работ. Меня приходилось переделывать в буквальном смысле! К примеру, для роли надо было поправиться. И лучшим подарком за мытарства с весом стал приз одного из кинофестивалей за лучшую женскую роль. К премьере фильма я дала себе слово похудеть, что благополучно и произошло».
Детей у Будницкой и Орлова не было, но она все-таки смогла заменить мать для 8-летней дочери погибшей подруги – актрисы Микаэлы Дроздовской («Добровольцы», «Семь нянек»), которой не стало во время пожара на съемках. В домике, где жила актриса, было холодно, и она решила на ночь включить обогреватель, который и стал причиной несчастного случая. Накануне Микаэла внезапно попросила Аллу Зиновьевну, чтобы она заботилась о Даше, если что-то с ней случится. «Когда Микаэлы не стало, ее мужу Вадиму пришлось одному вести хозяйство, — вспоминает Будницкая. — Через год он женился, переехал к новой жене, а девочки, дочери Дроздовской, стали жить самостоятельно. Однако насколько самостоятельно могут жить дети восьми и двенадцати лет? Я и одна наша общая с Микаэлой приятельница каждый день приезжали к ним, стирали, убирали квартиру. Я привозила горячие обеды: так и ездила с укутанными кастрюльками с Кутузовского, чтобы девочки поели, придя из школы».
Потом старшую Нику забрала к себе приятельница Микаэлы Соня Давыдова, а Даша переехала к папе и его жене. С ними прожила около года. «В моей жизни происходило много вещей, о которых я не хочу рассказывать, — говорит теперь Даша. — Счастливым завершением всего стал мой переезд к Алле. Наверное, так и должно было быть. И никак иначе. Хотя теперь, имея сына, я сознаю, как это непросто — взять в семью уже немаленькое и неспокойное существо. Теперь-то понимаю, что я была не подарок». Теперь Даша Дроздовская – тоже известная актриса.
«Я была волшебница и фея»
В конце 90-х в Театре киноактера, где Алла прослужила около 30 лет, активно шли изменения. Так получилось, что актерам выдали трудовые книжки. Но актриса не опустила руки: «Работы в то время не было, и нужно было как-то выживать: у мужа не было съемок, мама не работала. В общем, мой однокурсник предложил мне сделать ресторан “У бабушки” и стать его генеральным директором, где я проработала четыре с половиной года. У меня посудомойками и уборщицами работали знакомые с телевидения, актеры. Помимо административных обязанностей, занималась и бытовыми. Выезжала в шесть утра, ехала на рынок, покупала продукты, сама готовила, даже обучала персонал поварскому искусству. И только в двенадцать закрывала ресторан. Помню, как у нас на кухне стояли пакетики из-под сока и туда все складывали еду, которую не доели посетители, мы забирали ее и кормили домашних животных. Надо сказать, что в наш ресторан невозможно было попасть. Кстати, именно там Алла Пугачева и Филипп Киркоров отмечали помолвку».
Потом Будницкую пригласили на телевидение, она вела программу «Из жизни женщины». После этого ей приходило много писем: «Бывали послания очень тяжелые, иногда ко мне обращались буквально на грани самоубийства. Я отвечала, старалась как-то утешить, отвлечь. И почти всегда у меня это получалось. Без ложной скромности могу сказать, что тысячи женщин благодаря этому стали совсем другими, к ним вернулись мужья или стали приходить домой пораньше, потому что дома их ждал обед “от Аллы Будницкой”. Я получала даже письма от этих мужей, которые меня просто боготворили, а в глазах детей я была “волшебница и фея”.
Женщине нельзя себя запускать. Но и про домашние обязанности забывать нельзя. У меня только в последние годы появилась помощница по хозяйству, а так весь дом на мне. Я сама и готовлю, и убираю, и в то же время помню, что я все-таки женщина и должна всегда быть в хорошей форме. Не только внешней, но и внутренней. Поверьте, в депрессии, с плохим настроением, вы своим близким не нужны. Никто вас не пожалеет. Они любят вас только тогда, когда вы улыбаетесь и не ворчите. Вот тогда в доме царит гармония».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Shans.com.ua, Peoples.ru, Anapa-ch.ru