Бессменный гитарист, лидер коллектива «Браво» Евгений Хавтан рассказал о музыке, коллекции гитар и кошке.
— Текст на песню «На лунный свет» для вас написал работник кладбища. А нет ли в планах еще посотрудничать с представителями других профессий?
— Вы знаете, если они напишут талантливый текст, то мне все равно, с кем сотрудничать. Пусть это будет работник кладбища или «скорой помощи», может, ЗАГСа. Главное, чтобы песня была хорошей, а их все меньше, к сожалению.
— В одной из самых известных песен группы под названием «Романтики» вы призываете девушек бросать домашних мальчиков и любить отважных летчиков и моряков? Разве домашние мальчики не достойны любви?
— Честно говоря, вопрос сложный. Текст писал не я, поэтому я не могу ответить вам на этот вопрос. Не могу понять, что имел в виду автор. Этот текст принес Валерий Сюткин, но первоначально он принадлежал группе «Центр». Валерий его трансформировал. Мне очень нравилась группа «Центр», и я как-то принес ему их текст, а Сюткин переделал его и сделал песню. Отличную, которая стала хитом. А вообще «Центр» — это одна из моих любимых групп 80-х годов.
— Вы заявляли, что сейчас с помощью Интернета можно легко показать всем хорошую музыку и получить известность, но в другом интервью сказали, что никогда не измеряли популярность в количестве скачиваний и просмотре на YouТube. Объясните, пожалуйста, противоречие.
— Хочу сказать, что я имел в виду популярность, а не качество музыки. Кстати, чаще всего бывает так, что чем больше просмотров на YouТube, тем хуже музыка. Этот принцип работает. Значит ли это, что люди не хотят думать над музыкой? Музыка же бывает абсолютно разной. Есть музыка для мозгов, и есть музыка для ног. Музыка, на мой взгляд, — это где есть мелодия и интеллект. Но сейчас такое время, когда большинству людей в принципе это не нужно, и я к этому отношусь абсолютно нормально. А вот то, что выбирает большинство, меня в принципе не интересовало, потому что у большинства, как правило, дурной вкус.
— Одним из видов отдыха музыкантов «Браво» является алкоотдых. А кто из участников группы выпивает больше всех?
— Нет, это было сказано уже в старом интервью. Теперь это реабилитация. Отдых в реабилитационных местах: природа и санатории (смеется).
— У вас замечательная коллекция гитар. А какими новыми экспонатами вы ее пополнили?
— У меня появилась чаранго. Это боливийский инструмент. Представляет из себя маленькую гитарку, сделанную из броненосца. Я на ней выучил песню группы «Кино» «Когда твоя девушка больна». (Чаранго — щипковый струнный музыкальный инструмент из семейства лютневых, распространённый в Андском регионе Латинской Америки. Инструмент обычно имеет 5 сдвоенных струн, хотя есть и другие разновидности. — Ред.)
…Я тут рейсом компании Air France летел. Мне нужно было взять с собой акустическую гитару. Они мне сказали, что это стоит 300 евро туда и 300 обратно. А я за 600 евро могу себе новую гитару купить. Поэтому я плюнул и сделал именно так. Это тенденция всех больших компаний, и наши гитары им мешают.
— В песне «Перемена мест» с альбома «Навсегда» у вас есть строчка про «бросить все и выйти за дверь», про пустое место. Расскажите, пожалуйста, о таких моментах в вашей жизни.
— Не могу отвечать за этот текст. Написал мне его Ваня Смирнов. Это гитарист и автор группы «Краснознаменная дивизия имени моей бабушки». Это московская группа, в которой 20 человек. Этот текст про одну девушку по имени Даша, с которой он встречался. Она отправилась путешествовать по миру, и делает это до сих пор. Она проехала полмира практически автостопом. Мне это близко.
— Вы очень хорошо относитесь к кошкам, насколько я знаю, а у группы даже есть песня «Кошки».
— Да, мне близки темы, которые рождаются сами собой и привносят жизнь. Если я специально сочинял песню, то получалось всегда плохо. А кошек я люблю. Сейчас я сижу и с вами разговариваю, а на ногах у меня лежит мой питомец по имени Шаня. Порода у него петерболд (петербургский сфинкс, порода не имеет шерсти). Они помогают снимать стрессы.
— Вы как-то сказали, что умирает музыкальная журналистика и становится все меньше журналистов, которые хорошо пишут о музыке. Как вы полагаете, с чем это связано?
— А зачем она сейчас нужна, если есть Интернет? Журналисты нужны были тогда, когда не было Интернета. Для того, чтобы рассказать нам, что вышла новая пластинка и она хорошая. Помню время, когда в середине 80-х годов тот же Артемий Троицкий писал, что вышла пластинка такой-то группы и это хорошая пластинка. Мы все пытались эту пластинку найти и послушать, потому что журналисты были авторитетны. А в 90-е и 2000-е годы появились журналисты, которые стали писать про все подряд, не разбираясь в музыке. И выглядит это так, будто они ненавидят эту музыку. Сейчас ты можешь сам зайти в Интернет, послушать музыку и решить, нравится она тебе или нет. Людям не нужны никакие поводыри теперь.
— Вы очень хорошо относитесь к Майку Науменко (лидеру «Зоопарка») и даже записали трибьют на его песни. Чем он вас так привлекает?
— Это хороший поэт и прекрасный музыкант. Это масштабная фигура рока, которая не менее значима, чем Виктор Цой или Борис Гребенщиков. Просто он не вытащил счастливый билет и не стал всенародно известен.
Павел Пивоваров, http://eanews.ru