От простого парня до интеллигента
За всю жизнь выдающийся актер кинематографа Алексей Баталов снялся в более чем 30 фильмах. Его дебют в кино состоялся в 1944 г. – он сыграл эпизодическую роль в фильме «Зоя». Но первое появление на экране не было триумфальным. Все знаковые фильмы ждали актера впереди. К 90-летию со дня рождения Алексея Баталова вспомним, благодаря каким ролям он вошел в историю кинематографа.
«Большая семья» (1954)
Первым триумфом роли в большом кино, пожалуй, можно считать ленту легендарного режиссера Иосифа Хейфеца «Большая семья» (1954), снятую по роману Всеволода Кочетова «Журбины». Книга повествует о нескольких поколениях рабочих-судостроителей – семье Журбиных. И сегодня историки кинематографа считают эту картину художественным фильмом, подробно и честно повествующем о жизни рабочего класса на примере преемственности поколений. Баталов сыграл в этой картине младшего из четверых сыновей Ильи Матвеевича – рабочего-клепальщика Алексея. По сюжету его персонаж отличается своенравием – он уходит из семьи, собирается жениться, но его любимая девушка Катя выбирает другого молодого человека.
Во время съемок Баталов признался, что произведение Кочетова показалось ему неинтересным – осилить роман полностью актер не смог. Тем не менее, навыками рабочего-клепальщика Баталову пришлось овладеть, чтобы выглядеть правдоподобно на съемочной площадке, где работать нужно было с корифеями кино, заслуженными артистами Сергеем Лукьяновым, Борисом Андреевым, Кларой Лучко, Верой Кузнецовой. «Все силы, все мысли, все чувства накрепко привязаны к работе, и, кажется, происходили бы эти съемки даже на Луне, и то ничто не могло бы оказаться интереснее и важнее», – так вспоминал этот период своей жизни Баталов.
«Дело Румянцева» (1955)
Зрители считают эту картину детективом, при этом сам автор фильма обозначил жанр киноленты как социально-криминальную драму. Известно, что над сценарием работал Юрий Герман. Для Баталова картина стала продолжением сотрудничества с режиссером Хейфецем. Вживаться в роль водителя грузовика долго не пришлось – актер не раз говорил, что если бы не начал сниматься в кино, то с удовольствием бы стал водителем. По сюжету Сашу Румянцева (персонажа Алексея Баталова) посылают в рейс с краденым грузом, после чего арестовывают. Начальник автобазы связал свой бизнес с криминалом, а шофер попадает под влияние жуликов и спекулянтов и пытается доказать свою непричастность к преступлению.
После выхода картины актер так писал об общих чертах персонажей, схожих с его собственными качествами: «Алексей Журбин и Саша Румянцев – это, конечно, мое поколение, и нас всех одинаково пропустила через свое горнило война».
«Летят журавли» (1957)
С фильмом Михаила Калатозова в профессиональную жизнь Баталова пришла всеобщая зрительская любовь и популярность. Спокойный, интеллигентный и мужественный – таким стал классический образ не вернувшегося с войны солдата для тысяч поклонников игры актера. Драматичной картину сделала непростая любовная линия двух влюбленных – Бориса (его сыграл Баталов) и Веронику (роль исполнила Татьяна Самойлова) война разлучает навсегда.
Киноленту высоко оценило и жюри Каннского фестиваля. Фильм «Летят журавли» был награжден «Золотой пальмовой ветвью». Черно-белая лента снята по пьесе «Вечно живые» известного драматурга Виктора Розова и является классикой мирового кинематографа. Известно, что роль Бориса едва не стоила Баталову жизни. Во время съемок он сорвался с отвесной скалы и сильно ушибся лицом о подпиленное дерево. Хирурги знали свое дело, и вскоре после операции актер уже получил новую роль.
«Дорогой мой человек» (1958)
Общение с врачами очень помогло Баталову вжиться в образ Владимира Устименко. Как и в фильме «Летят журавли», мы видим, как война жестоко вмешивается в судьбу влюбленной пары. Варвара Степанова, в которую влюблен хирург Устименко, встречается с ним после долгой разлуки в госпитале – ему предстоит прооперировать тяжелобольную пациентку. Герой Баталова сочетает в себе множество положительных качеств. Пожалуй, благодаря бескорыстности, искренности и самоотверженности он и полюбился множеству зрителей.
«Москва слезам не верит» (1979)
Говорят, что когда Владимир Меньшов приступил к съемкам мелодрамы и предложил Баталову роль рабочего-интеллигента Гоши, актер уже подумывал уйти из актерской профессии, чтобы полностью посвятить себя преподавательской деятельности во ВГИКе. Но Меньшову удалось убедить Баталова согласиться на его предложение. Многим зрителям, посмотревшим фильм, казалось, что на экраны спустя 25 лет вернулся уже знакомый им рабочий-интеллигент из «Большой семьи». Игру Баталова оценили высоко, несмотря на то, что в центре картины, в первую очередь, истории трех студенток-провинциалок.
Поиск актера оказался непростым процессом: на роль сорокалетнего слесаря Гоги пробовались Леонид Дьячков, Виталий Соломин и другие актеры. Меньшова их игра не удовлетворяла до такой степени, что в один момент он решил, что сыграет эту роль сам. Однако, в конце концов, Баталов дал согласие и справился с задачей безупречно – и сегодня «Москва слезам не верит» является шедевром кинематографа, обязательным к просмотру. Картина получила американскую награду «Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» и государственную премию.
Алла Смирнова http://mir24.tv