Работы режиссёра Константина Бронзита завоевали около двухсот фестивальных наград и дважды выдвигались на «Оскар».
— Трейлер нового мультфильма «Три богатыря и наследница престола» очень смешной. Взрослому человеку смеяться на детском мультике – это «стыдное удовольствие»?
— Нисколько: забыть от удовольствия о своих проблемах на полтора часа – это здорово! Смех на фильме — это показатель наличия чувства юмора у зрителей. Как этого можно стыдиться? Кстати, о трейлере. В интернете я видел под ним комментарии: «Ну, как всегда, всё самое смешное в трейлер запихали – а больше ничего и не будет». Ребята, у меня как раз ощущение, что трейлер получился не очень-то и смешной. Вы даже не представляете, сколько действительно смешного осталось за его рамками! И я этим очень горд: потому что главной моей задачей было сделать именно смешное кино.
— Почему после 14 лет и двух номинаций на «Оскар» за авторскую анимацию вы снова вернулись к этой франшизе?
— Я увидел в этом предложении своеобразный творческий вызов: доказать себе и зрителю, что Бронзит – это не только авторское кино, что он по-прежнему боеспособен и в коммерческом мейнстриме.
— Авторская анимация и мультфильмы «для всех» делаются на одних и тех же смыслах, на одних эмоциях и посылах?
— У меня нет. Сегодня в авторском кино я вижу для себя повод для выяснения своих сложных взаимоотношений с жизнью. Мы все склонны к рефлексии, и у творческих людей это выплёскивается в книги, картины или в кино. Авторское кино, я думаю, делается прежде всего для себя. У коммерческого кино задача другая – развлечь публику. И не нужно этого стесняться. Развлекать тоже нужно уметь – как, к примеру, это делают клоуны. Мой учитель Александр Татарский дружил с Юрием Никулиным, и сам называл себя клоуном и при этом был великим режиссером.
— Сценарий «Наследницы престола» вы приняли сразу?
— Это забавно, потому что братья Свешниковы, авторы сценария, очень удивятся, когда посмотрят готовый фильм. Да, сама история про наследницу осталась, но практически всё действие и перипетии были придуманы мной заново.
— Кто ваш любимый герой в фильме?
— Наши герои — это наши дети, и мы одинаково любим их всех. Просто в этом фильме появился один совсем новый персонаж — шепелявый сынок императора Василевса Леонид. Абсолютный тупица и одна из моих режиссёрских удач в «Наследнице престола». Потому что я выстроил характер этого персонажа и тактику его поведения. К тому же, я сам его озвучил. Смотреть на него — одно удовольствие.
— Сергей Маковецкий традиционно озвучивает князя. Легко работать с таким известным артистом?
— Не имеет значения, известен артист или нет – это вопрос профессионализма. Маковецкого мы записали за 2 сессии. Он умеет блестяще справляться с задачей и, что важно, он точно следует режиссерским установкам. Никакой романтики здесь нет, звукозапись – всего лишь часть технического процесса создания кино. В кино вообще 15 процентов творчества – и 85 процентов рутинного производства, во время которого мы, поверьте, шутками не фонтанируем. У нас не бывает «А-ха-ха, мы делаем кино!» — весело должно быть в зрительном зале.
— Пойдёте инкогнито смотреть «Три богатыря и наследница престола» в кинотеатр?
— Пойду. Куплю билет в киноцентре и спрячусь в зале. Интересно, насколько удалось выполнить одну из ключевых режиссёрских задач – управлять эмоциями зрителей. Где им будет смешно, как ты и предполагал, а в каком месте они притихнут. Я даже слегка переживаю — сам этого не ожидал. Я понимаю, что фильм получился, но насколько именно? Мне тоже очень интересно, что скажут критики. Творец должен уметь держать удар. Если вы к этому не готовы, не стоит вообще заниматься творчеством. Слушать похвалы много ума не нужно, а вот воспринимать критику…
— Чувствуете опустошение или удовлетворение после окончания проекта?
— И то, и другое. Сейчас мне нужно срочно переключаться обратно на своё авторское кино, которое я начал делать ещё до «Богатырей». Вложив столько сил в этот проект, возвращаться в другую вселенную довольно трудно.
— В интернете, кстати, полно копий ваших картин – даже инстаграм режет их на короткие куски и «косит» лайки и просмотры. Вы как художник «за» или как профессионал «против» пиратства?
— Это сложный вопрос. Пиратство меня волнует только до того момента, пока фильм гуляет по фестивалям. Потому что преждевременное попадание в Сеть может навредить фильму. Фестивальная жизнь фильма длится примерно два года. Потом всё заканчивается, и судьба моего фильма меня уже никак не волнует. Как мой фильм, номинированный на «Оскар», попал в Интернет, и сколько человек там его посмотрело, уже совершенно неважно. От этого мне ни жарко, ни холодно. Мои творческие задачи решены, и надо двигаться дальше. А вот сколько зрителей придёт в кинотеатры на «Наследницу престола» — я, да, переживаю. Мне хочется, чтобы их было как можно больше – потому что мы старались специально для них.
— И последний вопрос: если бы у вас была возможность показать «Трёх богатырей» абсолютно любому человеку, кому бы вы его показали?
— Своим учителям – Саше Татарскому, Эдуарду Назарову и Фёдору Хитруку. Не для того, чтобы их чем-то удивить — это было невозможно, — мне просто было бы интересно обсудить, что получилось хорошо, а что нужно было бы исправить. Это такой чисто профессиональный интерес, который можно реализовать только с теми, кому доверяешь и чей авторитет для тебя остается незыблемым.
Карина Тепанян http://metronews.ru