Александр Ширвиндт: «Худрук театра – это жуткая должность»

0

Впервые за несколько лет в Киев на гастроли приезжал знаменитый московский Театр сатиры. Спустя год после успешной премьеры в России театр привез спектакль по пьесе Михаила Булгакова «Мольер» («Кабала святош»), в которой легендарный актер и художественный руководитель театра Александр Ширвиндт играет Мольера.

Этиловый спирт и метиловый

Этот актер с детства прослыл шутником. Как-то в его классе учительница химии объявила школьникам о том, что сегодня они повторят к экзамену несколько тем из лежащих перед ней билетов. И вдруг комнату заволокло дымом. Пока все носились в поисках дымовой шашки, двое выпускников стащили с учительского стола несколько билетов, пометили их точками и на скорую руку переписали вопросы. Не забыли ребята и о друге Саше Ширвиндте.

Всю ночь Александр заучивал что-то о спиртах, старательно вырисовывал формулы, не слишком в них вникая. «На экзамене я вытащил помеченный билет, — вспоминал позже Александр Анатольевич. — Рассказал все, что выучил ночью. И вдруг мне задали дополнительный вопрос: “В чем отличие этилового спирта от метилового?” К этому я не был готов. Но вспомнил, что от одного слепнут, а из другого делают водку. И начал: “Возьмем двух кроликов. Капнем им в глаза разного спирта. В результате один — слепой, а другой — пьяный”. Мне поставили тройку условно, взяв с меня обязательство никогда в дальнейшей жизни не соприкасаться с химией».

Кроме этого школьного предмета, в детстве Ширвиндта преследовал еще один кошмар — музыка. Папа Саши был скрипачом оркестра Большого театра, а мама — редактором Московской филармонии. Сына они отправили учиться в музыкальную школу, выбрав для него скрипку. «Мои домашние занятия происходили так, — вспоминает Ширвиндт в своей книге «Былое без дум». — В комнате появлялся папа со скрипкой, предварительно заперев дверь в коридор, и умолял меня встать за гаммы. Я смиренно склонял голову, якобы соглашаясь начать мучить население дома жуткими звуками гамм, и просился перед этим святым актом в туалет. Наивный папа открывал дверь, я бросался в туалет и запирался там навсегда. В таких взаимных муках мы с папой поступили в детскую музыкальную школу, где из любви к папе меня продержали до пятого класса, после чего, извинившись перед папой, во время экзамена по сольфеджио попросили больше не приходить».

Кстати, несколько раз Александра чуть было не отчислили и из общеобразовательной школы — он плохо учился. И тут спасать сына приходилось маме Раисе Самойловне. Она устраивала для школы концерты с участием таких звезд, как Ростислав Плятт или Рина Зеленая — и учителя закрывали глаза на оценки Ширвиндта.

«Главное в воспитании — генетика и семейная аура»

Каждое лето Александр проводил на даче в Подмосковье, именно там он и встретил как-то красавицу Наталью Белоусову. Познакомившись с девушкой, Ширвиндт больше не упускал ее из виду. Ухаживал за ней — дарил цветы, приглашал в кино и на танцы, делал подарки. «В 1953 году я окончила школу, и Шура преподнес мне золотые часики на ленточке, — вспоминала Наталья Николаевна. — Я не ожидала, ведь он тогда был студентом, откуда только деньги взял… Оказалось, выпросил часики у бабушки!»

В 1957 году, когда Ширвиндт окончил театральное училище, они с Натальей поженились, у них родился сын Михаил. Позднее Ширвиндт-младший переплюнул отца. За плохое поведение его выгнали из четырех школ. Миша взрывал в туалетах химические реактивы, прогуливал уроки. «Угонял» машины из родительского гаража — просто покататься. А когда учился в Театральном училище имени Щукина, 7 ноября 1977 года вместе с друзьями полез снимать флаг с одного из административных зданий возле КГБ на Лубянке. Разразился скандал. Стараниями отца и его друзей Михаил все-таки избежал тюрьмы, ему грозило семь лет заключения. Но из училища Ширвиндта-младшего исключили на два года. Кстати, эта история пересказана в фильме «Русский регтайм», где Александр Анатольевич сыграл отца главного героя. «Я считаю, самое главное в воспитании — генетика и семейная аура, — говорит Ширвиндт. — Как ни воспитывай человека, все равно в нем проявится только то, что заложено родителями в первую брачную ночь».

Супруга Александра – известный архитектор. «Она и до сих пор, так сказать, не очень точно знает, в каком театре я работаю, — признается Ширвиндт. — Я утрирую, но тем не менее. Есть жены-душечки, и иногда очень завидно, когда встречаешь такую пару. Но представишь что-то подобное у себя дома и думаешь: “Убить! Убить! Немедленно”. Наш брак более 50 лет держится на параллельном существовании».

Железная Маска

Артист всегда славился своими проделками. Однажды Григорий Горин, Михаил Державин и Александр Ширвиндт отправились ловить рыбу в Финляндию. «Мы попали туда с огромным запасом спиртного, — вспоминал Державин. — Вообще в Финляндию разрешалось ввозить лишь по два литра водки каждому. А там спиртное очень дорого. И вот мудрейший Шура приказал бабушкам, которые ехали с нами в автобусе на экскурсию: “Сейчас в пограничном магазине каждая из вас купит по два литра водки!” Те запричитали: “Милок, мы же непьющие!” Ширвиндт сдвинул брови: “Запомните — теперь пьющие!” Дали им денег, старушки купили водку, провезли через границу, а потом мы у них спиртное изъяли».

Любовь к рыбалке однажды толкнула Ширвиндта на… кражу. В конце 1970-х артисты Театра сатиры впервые отправились на гастроли в Канаду. Поздняя ночь. Самолет приземляется на дозаправку. Пассажиров отправляют в здание аэропорта. Советские артисты все как один бегут в супермаркет и гуляют по нему, как по музею. И тут взгляд Ширвиндта останавливается на корзине, в которой лежит голубая леска для ловли акул, толщиной 0,8 мм. «Полтора часа я кружил около этой корзины, — вспоминает Ширвиндт. — Страшно же: первый раз выехать за границу и быть арестованным прямо в аэропорту! Когда объявили посадку и все табуном пошли в самолет, я зажмурился и положил леску в карман. Мокрый, зашел в салон, все ждал: сейчас задержат. Но ничего. До сих пор эта леска у меня лежит».

Когда-то в афишах его путали, называя то Ширвинутой, то Шиллингом, то даже Равенглотом. Он мотался с капустниками по стране и зарубежью, стараясь из поездок привезти домой «дефицит», чтобы потом сбагрить и заработать. Как-то он попался на границе, доставляя из Венгрии парочку телевизоров на продажу. Все должно было быть отлично, ведь Владимир Винокур напутствовал, что у него на таможне «все схвачено». А тут — незадача: ребята в форме опозорили при всей труппе, дрожащей из-за того, что и к ним сейчас могут прицепиться, конечно же, тоже отыскав какой-нибудь товар.
Александра и его «подельника» по фамилии Тимцуник завели в здание таможни, а там — смеющиеся правоохранители, сообщившие, что они — поклонники Ширвиндта, о прибытии которого их предупредил Винокур. Тут же был накрыт стол: бутерброды с икрой, водка-коньяк, в общем, весь раритетный конфискат. Только сели, как с перекошенной физиономией ворвался Костя Райкин. «Он видит все это безобразие, и его лицо перекашивается в другую сторону, потому что он ведь шел нас спасать, а мы уже пьяные», — вспоминал «добытчик».

Славится Ширвиндт не только своими виртуозными комедийно-лирическими ролями, но и несносным характером на сцене – хлебом не корми, дай расколоть напарника, заставив его засмеяться перед зрителями. Сам же Александр Анатольевич смотрит на эти муки с непроницаемым лицом. За что был прозван Мироновым Железной Маской. Ширвиндт кличке рад, поскольку его закадычного друга Державина называют обидно — Линялой. Дело в том, что он может, испугавшись, сбежать с ответственного концерта или прогулять пьянку, на которую клялся, что всенеприменнейше придет. Державин же был завсегдатаем шумных попоек. Лишь в последнее время он пытается почаще вырываться в одиночку на дачу. Это называется у него «поехать вздохнуть».
Он умеет уникально материться, мгновенно засыпать в самолетах, очень рано вставать, готовить яичницу из всего, что зачерствело в холодильнике, включая огурцы, творог и гречневую кашу, и ужасно шуметь на близких, а на фразу «Шура, ну, побереги себя!», тут же отвечать, как его престарелая крикливая учительница актерского мастерства: «Я не затрачиваюсь!»

Минувшим летом Ширвиндт отметил 75-летие, но с размахом юбилей не праздновал: «Дата ведь совершенно невеселая! И вообще мы с Державиным без конца выступаем на чужих юбилеях. Поверьте, “нахлебались” за последнее время! И очень хорошо знаю закулисную историю всего этого. Сидит испуганный юбиляр — какой бы он ни был умный и талантливый, — а вокруг него все эти венки и цветы. И вот он торчит из этой клумбы и ничего не соображает. А за кулисами все ждут, когда же все наконец закончится. И потом… очень много уходит моих настоящих друзей, коллег, однокашников, ровесников… Да и те, кто помоложе. Ужасная картина получается, когда юбилей одного артиста совпадает с сорока днями другого! Лучше отсидеться где-нибудь на бережку».

«Когда кнут находится в руках у пряника…»

В 2000 году Ширвиндт стал худруком Театра сатиры: «Была дилемма: или ставить кого-то из молодых, которые делают все не так, лишь бы было не так, или пробовать что-то еще. Из этих соображений коллектив и решил выбрать меня. Не скажу, что у нас в театре “абсолютный кайф”, но мы на плаву. А когда все это кончится — не будем загадывать. Надеюсь, не скоро». Но самому артисту быть худруком уже надоело: «Должность, конечно, оказалась жуткая, потому что в театре, как известно, все гении: непонятые или несостоявшиеся. Они должны все время играть Гамлетов, и когда их 83 штуки, с ума сойти можно. Когда только приступал, друзья все призывали к стратегии рулить этим сараем по принципу “кнута и пряника”. Я согласно кивал и даже пытался, но – увы. Когда кнут находится в руках у пряника…»

В Киев Ширвиндт приехал с большим удовольствием – это особый город для Александра Анатольевича. Здесь он впервые снялся в кино, впервые побывал на гастролях, здесь любит вспомнить, с чего все начиналось и что из этого получилось, говорить о прошлом и настоящем, о театре и своих студентах: «Молодые актеры и актрисы, приходят и спрашивают: “Можно сниматься в рекламе?” Мол, Джек Николсон и Де Ниро снимаются. А я говорю: “Во-первых, ты не Николсон, а во-вторых, там совсем другое взаимоотношение с рекламой”. У нас же – безумие и шабаш. В общем, я запретить не могу, потому что это – деньги, а только говорю: “Пиво, перхоть и прокладки – это табу”, – “А какая разница?” – “Представь себе, завтра я даю тебе роль Ромео. Ты играешь, все сидят и знают, что Ромео перхатый”».

Ширвиндт всегда очень хотел сыграть Остапа Бендера и Кречинского: «Это была мечта, которая, наверное, уже никогда не осуществится. Хотя когда-то давно Михаил Казаков в московском театре Сатиры затеял поставить Кречинского, и мы даже отрепетировали все это дело, перешли из репетиционного зала на сцену. А потом он уехал в Израиль! И я остался без режиссера. А история с Бендером закончилась тем, что у меня Марк Захаров отнял у меня мою трубку, и покойный Андрюша Миронов снимался у него в фильме именно с ней. Так что свой вклад в роль я все же сделал».

Сейчас Ширвиндт редко играет в кино: «В “Иронии-2” снялся только потому, что мой друг любимый, Эльдар Саныч, попросил и разрешил. Еще я снялся у человека, которому отказывать не могу, у Людмилы Марковны Гурченко. Она написала сценарий в соавторстве, написала всю музыку и сняла фильм “Пестрые сумерки”. Я Люсе отказать не могу ни в чем, потому что она гениальная и она моя подруга. Фильм получился очень милый и совершенно не в таком сегодняшнем ключе трюков, убийств и расследований. Это лирическая полукомедия-полумелодрама».

Ширвиндт любит иронию, пародию. Каковы же секреты его остроумия? «Профессионалы умеют отвечать на вопросы, — признается артист. — Меня учили этому, ведь есть встречи со зрителями, на которых звучат глупые вопросы, скучные, и ты: “бу-бу-бу-бу”. И вот приходит записка, а ты неожиданно для самого себя искрометно, весело и точно отвечаешь. Успех в зале! Ты эту записочку откладываешь. Со временем таких остроумных ответов и записочек оказывается много. И когда ты приходишь в следующую аудиторию, достаешь одну из них: “вот тут мне пишут…” И поток остроумия гарантирован! То же самое и с вопросом о любимой роли. Знаете, какой ответ? Еще не сыграна».

Подготовила Лина Лисицына
По материалам «Теленеделя» , «Сегодня»

Поделиться.

Комментарии закрыты