Недавно актриса дебютировала в режиссуре
Она стала известна по актерским работам в авторских лентах Николая Хомерики, Ренаты Литвиновой, Игоря Волошина.
«Я, признаться, горжусь своим носом и тем, что похожа на отца»
Алиса родилась 13 февраля 1974 года в Москве в семье известного артиста – Геннадия Хазанова. «Мне рассказывали, что моя няня – баба Таня, которая обожала моего отца и, конечно, хотела ему угодить, всякий раз, когда папа подходил к колыбели посмотреть, что я там делаю, баба Таня приговаривала: “Ну, Алиса, ну вылитый Геннадий. И лоб, как у Геннадия, и глаза, и щеки”. Папа однажды спросил: “А нос?” Баба Таня замолчала, что она могла сказать про такой неоднозначный нос? “А нос выправится”, – тихо произнесла она. Нос выправился, а горбинка осталась, и я, признаться, горжусь своим носом и тем, что похожа на отца».
Хазанова с детства мечтала о балете. Доводы родителей о том, что профессия балерины требует невероятной выдержки, терпения и очень тяжела физически, не отпугнули хрупкую девочку. В семь лет она поступила в балетную школу, затем с отличием окончила Московское хореографическое училище и Академию хореографии, где получила еще и квалификацию хореографа-постановщика. Обладательницу красного диплома приняли в Большой театр, где она танцевала на одной сцене с Николаем Цискаридзе, Дмитрием Белоголовцевым и Константином Ивановым.
Еще в училище Алиса увлеклась современным танцем и параллельно с работой в театре занималась в студии Николая Огрызкова. Это привело юную балерину в Нью-Йорк, в школу Марты Грэм, основоположницы модерна. По словам Алисы, год, проведенный в школе, изменил ее взгляд на танец и обогатил представление о профессии. Ей предложили работу, но остаться жить в Нью-Йорке Хазанова была не готова. Вернувшись в Москву, она преподавала в школе современного танца Николая Огрызкова, танцевала в «Новогодних премьерах» на сцене Большого театра и поставила несколько номеров для Академии хореографии, один из которых было удостоен приза на конкурсе молодых балетмейстеров в Санкт-Петербурге.
После серьезной травмы колена Алиса перестала танцевать. К этому моменту она поняла, что работа в Большом не приносит ей удовлетворения и радости самореализации. Она посвятила себя личной жизни, честно пыталась не работать, разрываясь между Женевой, Парижем и Москвой. Но отказаться от творческих поисков не удалось. Великолепный вкус и чувство стиля привели ее к сотрудничеству с журналом L’Officiel, для которого она делала фэшн-съемки в Париже. Алиса была стилистом коллекций Игоря Чапурина и постановщиком театрального действа – его показа от кутюр в Театре эстрады. Но все-таки мода оказалась для Хазановой временным занятием, в Алисе победило актерское начало.
«Я – это пластилин для режиссера»
В Париже Алиса познакомилась с режиссером Николаем Хомерики, который в то время учился в киношколе La Femis. Узнав о ее желании сниматься, Николай пригласил Алису в свою дипломную короткометражную работу «Вдвоем». Еще в училище педагоги отмечали особый драматический дар Алисы, и режиссер был просто поражен тому, как органично она ведет себя перед камерой, насколько тонко чувствует и понимает актерскую задачу. После съемок он все еще не мог поверить, что Алиса никогда не снималась в кино. Перевоплощение балерины в киноактрису состоялось.
Студенческая короткометражка Хомерики получила престижную премию Cinefondation Каннского кинофестиваля 2005 года. А Алиса приняла предложение сняться в сериале «В ритме танго» с Натальей Орейро в главной роли. Сотрудничество с Хомерики было вскоре продолжено – фильм «977» стал полнометражным кинодебютом Алисы Хазановой. Картина была представлена в программе «Особый взгляд» на фестивале в Каннах 2006 года.
После этого Алиса сыграла в сериале Николая Досталя по мотивам произведений Варлама Шаламова. «Каждый режиссёр — отдельная вселенная, — говорит Хазанова. — Ты всегда в первую очередь чувствуешь, профессионал режиссёр или нет, а манера работы с актёрами, группой у каждого своя. Николай Николаевич всегда точно знает, чего хочет и сразу всем об этом говорит — и остаётся только выкладываться».
Позднее актриса приняла участие в проекте фотографа Лены Уланцевой, посвященном гибнущей и почти утраченной красоте старинных русских усадеб. Хазанова, облаченная в подлинные костюмы XIX века, стала сквозным персонажем всех фотографий и помогла воссоздать атмосферу старинных имений. Затем Алиса сыграла в фильме «Калейдоскоп» начинающего режиссёра Ольги Дарфи. Но всё же главное признание актрисе принесла работа в фильме Николая Хомерики «Сказка про темноту».
Сам режиссёр хвалит Хазанову за ум и интеллигентность, считая её одним из редких актёров, с которыми можно говорить о многоплановости роли, и при этом ничуть не повредить игре. «Сказка про темноту», в которой действие разворачивается вокруг героини Алисы, снималась целиком во Владивостоке — в пейзажах бухты Тихой, в интерьерах обыкновенных владивостокских квартир и гостиниц. Героиня — одинокая, красивая, умная девушка, работающая милиционером в детской комнате, — стремится к любви и пытается найти взаимопонимание с окружающим миром, но действительность устроена так, что сделать это нелегко, а то и невозможно. Мечтательница, которая ходит на танцы и притворяется, что районное отделение милиции – это сахарный дворец. Она живет самообманом, не снимая розовых очков, чтобы с ума не сойти. Получилась пронзительная история про одиночество.
О работе с Хомерики Алиса говорит: «У нас сложилось взаимопонимание, мы оба стараемся не переборщить, не сделать лишнего, бережно относиться к материи, с которой работаем. Мой принцип работы с ним заключается в том, что есть очень талантливый, профессиональный, знающий кинематограф, режиссёр Хомерики, а я — пластилин, из которого он может получить то, что ему надо. Я настраивала себя именно так. И если возникали какие-то сомнения, я их высказывала, чаще всего они носили конструктивный характер. Так повелось, что во время съёмок мы часто общаемся даже междометиями. Мне повезло, что часть его внутреннего “я” находит отражение в том, что я делаю».
«Жизнь актера – полосы»
Важным этапом стали съемки в сериале Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни», где Хазанова исполнила роль Любы. Героини сериала, хоть и живут в хороших условиях, но все равно несчастны. Поскольку неразборчивы в связях или мечтают выйти замуж, но никак не могут. Героиня Алисы Люба хочет родить ребенка, но у нее не получается. «Смешно, — говорит Хазанова, — из всех наших актрис я единственная мама двоих детей. И именно мне досталась такая история. Но я хорошо понимаю, что чувствует персонаж. Знаю по личному опыту. Ребенок — он ведь не всегда получается сразу. Думаешь, вот, захочу ребенка и рожу, а никто не гарантирует, что все будет быстро и просто.
Если женщина переживает, что ей за тридцать и поэтому нужно рожать — эта мотивация ложная. На самом деле она хочет не ребенка, а чтобы все было, “как у людей”. И вот это — гигантская проблема: прессинг, которому женщину подвергает общество. К сожалению, к женщине общество строже, чем к мужчине. Если мужчина гуляет — он мужик. Если гуляет женщина — она сами знаете кто».
Алиса вообще сторонник действия, сидеть и ждать счастья – не ее стратегия. «Жизнь актера – полосы: либо ты дико занят, либо медитируешь на пустоту. У меня часто бывали периоды остановок. Например, когда я переходила из одной профессии в другую. Или когда не работала из-за травмы ноги. Это был самый длинный безработный этап в моей жизни. Я тогда много думала, и мне было странно находиться в этом состоянии. Потом я познакомилась с Колей Хомерики, вышла его “Сказка про темноту”. Все звонили и говорили: “Как здорово, как здорово”, а работы не было. Я была спокойна, но в абсолютном вакууме. Зато сейчас столько всего происходит. Приходится напоминать себе, что нужно иногда останавливаться и дышать».
Она приняла участие в триллере 2012 года «Женщина в черном» с Дэниэлом Рэдклиффом. Как утверждает сама актриса, ее американский агент порекомендовал Алису продюсерам фильма, и она прошла кастинг. Так актриса исполнила роль загадочной «женщины в черном», миссис Дрэблоу, — женщины призрака, наводящего страх на маленькую деревню.
«В режиссуре мне очень помог навык хореографа»
Хазанова несколько раз была замужем. Свой первый брак Алиса заключила в 1993 году, ей было 19 лет, и она еще являлась студенткой хореографической академии. Мужем Хазановой стал Дмитрий Сидоров. Этот брак просуществовал лишь несколько месяцев и окончился разводом без взаимных претензий. Когда Алиса выступала в Большом театре, она несколько лет встречалась со своим коллегой Александром Фадеевым, который позже сделает вокальную карьеру в качестве певца Данко.
В 1999 году в Париже Хазанова познакомилась с финансистом и предпринимателем из Швейцарии Давидом Бауманном, а вскоре вышла за него замуж. В этом союзе у них появилось двое детей: в 2006 году актриса родила дочь Мину, а через 4 года — вторую дочь Эву. Но в 2011 году Алиса и Давид расстались, Хазанова с детьми вернулась в Москву. Третий брак актриса заключила в мае 2015 года с юристом Дмитрием Шохиным, свадьба состоялась на Сейшельских островах.
Сейчас Алиса заинтересовалась и режиссерской профессией – сняла картину «Осколки». Сюжет фильма развивается, словно по спирали, где отправной точкой является лента Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде». Вариативность возможных событий подчеркивает взаимоотношения главных героев. Режиссер признается, что фильм сложен для восприятия массовым зрителем, и лучше просто постараться понять его настроение.
Картину сняли за 16 дней в одном из отелей Нью-Йорка с американскими и английскими актерами. Сценарий Алиса Хазанова написала совместно с Майклом Куписком на английском языке. Одним из продюсеров картины выступил Роман Волобуев, работавший с Алисой в сериале Валерии Гай Германики «Краткий курс счастливой жизни». Сама Хазанова появилась и в главной роли.
Она не сравнивает свои творческие амплуа: «Когда ты занимаешься балетом, ты живешь только им. В какой-то момент ты не видишь, может ли твоя жизнь складываться по-другому. Потом жизнь меняется, и находятся новые способы самовыражения. Я очень люблю актерскую профессию. Она мне близка. Мне близок этот способ общения со зрителем, этот обмен энергиями. Когда ты актер, ты рассказываешь историю, и это твое основное призвание. Режиссура для меня является не прямым продолжением, но выражением потребности вести диалог с людьми. Такой диалог, который представляется интересным именно мне. Я очень люблю то, чем я занимаюсь, и не разделяю это на какие-то составляющие. В режиссуре мне очень помог навык хореографа. Мне было проще показать движение в кадре, показать ритм, грамотно распределить людей для выстраивания того или иного плана».
Быть режиссером самой себе, играющей главную роль, ей было нетрудно, потому что изначально так задумывалось: «Мне было проще, так как не приходилось тратить время, чтобы всему творческому ансамблю объяснять, что мне надо. Я пыталась настроиться изнутри на тот темп и те интонации, которые мне были нужны. И это сработало. Очень тяжело было физически — ведь надо иногда и высыпаться, а когда ты объединяешь в себе несколько профессий, бывает очень тяжело. Но я поняла, что фильм требует полного погружения: нельзя заниматься ничем другим, пока снимаешь. Творческая энергия должна быть полностью сосредоточена на картине, никакого другого отношения к себе фильм не терпит. Этот момент стал для меня большим открытием».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Kascad.com, «Волжская коммуна» (vkonline.ru), Tvkinoradio.ru