Основательница балета «Тодес» хореограф Алла Духова считает, что талант — это только десять процентов успеха, а все остальное — работа над собой и тренировки: лень может помешать успеху даже самых талантливых.
— Не жалеете о выборе профессии?
— Даже мысли такой никогда не возникало! Я была сразу ориентирована на танец, сказала родителям, что хочу связать с ним жизнь. Сначала мечтала о карьере танцовщицы, но затем решила, что хочу быть хореографом. Родители, нужно отметить, меня всячески в моих начинаниях поддерживали, мама даже репетировала со мной.
— Как появляется идея для танца?
— Очень часто концепт рождается музыкой, но бывает и по-другому. Воображение может пробудить что угодно: настроение, погода, встреча с интересным человеком, хороший фильм, книга.
— Что рассказывают ваши танцы?
— Мы не танцуем трагизм, в этом плане у меня очень однозначная позиция — я считаю, что искусство должно дарить радость и хорошее настроение, а не вгонять человека в уныние. Для освещения проблем у нас есть журналистика, а искусство — для души.
— Танец 20 лет назад и танец сейчас — разные вещи?
— Танец — очень живое искусство, которое всегда старается отражать веяния своего времени, поэтому изменилось, конечно, многое. Сейчас другие формы, другие техники. Хореография стала более сложной. Сейчас столько разных стилей и течений, что даже сами создатели того или иного направления говорят, что невозможно прийти к какой-то единой «каноничной» системе. Есть, конечно, базовые движения.
— А подготовка танцоров тоже изменилась?
— Современность диктует определенный подход к подготовке — танцовщик должен уметь двигаться в разных стилях, быть универсальным. Если раньше была только одна методика и классическая подготовка, то сегодня танцовщик должен на все сто процентов владеть своим телом и ловить малейшие нюансы — мало ли с каким хореографом ему доведется работать.
— Танец стал популярнее за последнее время?
— Конечно! Сейчас много танцевальных проектов на телевидении, есть фильмы о танцах, яркие танцевальные шоу. Хореография находится сегодня на таком высоком уровне, что она интересна любому зрителю, а не только определенной аудитории. Наши постановки, например, смотрят и взрослые, и дети, и мужчины, и женщины. Кроме того, сейчас много возможностей учиться танцу не только профессионально, но и для себя. Есть студии, в интернете видеоуроки. Конечно, все эти способы не сделают вас звездой мировой хореографии, но двигаться в свое удовольствие вы научитесь.
— Народный танец всегда можно определить по традиционным движениям. А можно ли определить школу, страну танцора в современной постановке?
— Я, конечно, могу определить, но у меня-то глаз наметан. По технике танцовщика можно определить, где он учился, кто ставил ему движения.
— Чем отличаются танцовщики разных стран и школ? Может, у кого-то движения более плавные или, наоборот, резкие?
— Это уже зависит от индивидуума. Бывают европейцы, танцующие, как негры, бывает и наоборот. У негров, конечно, способности уникальные — у них строение мышц немного иное, они очень пластичные, музыкальные, у них это с молоком матери впитывается. У нас с этим немного посложнее, но есть настолько талантливые ребята, что диву даешься! Настоящие самородки.
— То есть, способность к хореографии — врожденная?
— Вы знаете, талант — это ведь только 10 процентов успеха, все остальное — работа над собой, постоянные тренировки. Каким бы гениальным ты ни был, если будешь лениться, то тебя обгонят, может, менее одаренные, но намного более трудоспособные.
— Каждый может научиться танцевать?
— Бесспорно! Меня часто спрашивают, можно ли научить танцевать человека, который не имеет особых данных и задатков от природы. Можно. Причем очень хорошо. Талантливые люди, как правило, ленивы, ну а те, у кого какого-то особого дара нет, все же стараются компенсировать это непрерывной работой над ошибками.
— А бывают и талантливые, и трудоспособные?
— Один на миллион. Например, у нас таких всего трое.
— Над какими проектами сейчас работает ваш театр?
— Сейчас мы вводим два новых спектакля и работаем над танцевальной сказкой. У нее пока нет названия, она, как и все наши постановки, построена на основе оригинального концепта с авторской музыкой.
Айза Меликян, «Центр» (caoinform.ru)