Артистка рассказала об отношениях с мамой Маргаритой Тереховой и как для съемок освоила боевые искусства.
— Не так давно специально к 75-летию моей мамы, актрисы Маргариты Тереховой, в московском кинотеатре «Юность» был показан фильм «Поездка к матери». Маргарита Борисовна озвучила в нём роль матери. После состоялась творческая встреча с режиссёром, я тоже получила приглашение и очень благодарна администрации этого кинотеатра за такой прекрасный подарок к юбилею Маргариты Борисовны.
Сейчас, когда мамочка не совсем здорова и не может уже работать, как раньше, мы с братом Александром стараемся окружить её особой заботой и вниманием. Проводим показы маминых режиссёрских работ, снимаем документальный фильм о её творчестве, и всё это маму очень радует.
— Анна, а каковы всегда были ваши отношения с матерью?
— Очень хорошие. С детства помню её только доброй, радостной. Конечно, из-за своей занятости она не могла уделять мне столько времени, сколько ей хотелось бы, поэтому в основном моим воспитанием занималась бабушка Галина Станиславовна.
В детстве мама с удовольствием брала нас с братом на гастроли, и это было большим счастьем для меня. Мама всегда любила путешествия, вела здоровый образ жизни и делала гимнастику даже на море. Все наши поездки сопровождались какими-то приключениями, нас всегда окружали очень интересные люди. Во время съёмок фильма «Санта Эсперанса», которые проходили в Коктебеле, мы жили прямо в поле, где стояли декорации. Мама тогда сказала: «Ну, зачем нам ехать в гостиницу? Здесь так хорошо!» Хотя, конечно, условия там были минимальные, но это было просто замечательно, и память об этой поездке осталась на всю жизнь.
— Вы часто секретничали с мамой? Она для вас больше подруга или непререкаемый авторитет?
— Мы никогда не были, что называется, задушевными подругами, но мама могла что-то посоветовать по жизни, подсказать, поделиться своим опытом, что и делала всегда. Я училась у неё актёрскому мастерству, и благодаря ей, а также моему папе Савве Кирилловичу Хашимову и бабушке с дедушкой, которые тоже были актёрами, выбрала эту профессию. Работать рядом с мамой, учиться у неё — это самое большое счастье.
— Когда вы решили стать актрисой, Маргарита Борисовна вас не отговаривала?
— Никогда не бывало, чтобы мама на чём-то настаивала, она просто советовала. Мама видела во мне способности, и когда мы вместе снимались в фильме «Девочка, где ты живёшь?», прямо спросила у Романа Виктюка, смогу ли я стать актрисой. Роман Григорьевич ответил, что у меня есть своё дарование, отличное от мамы, и я должна пробовать. И маму тогда это очень вдохновило.
В институте я стала приглашать маму на свои спектакли, когда играла в труппе Аллы Сигаловой. Она часто приходила и сейчас тоже приходит, я всегда нахожу её в зале. С ярко освещённой сцены трудно разглядеть лица, но я всегда вижу, где она сидит, и смотрю только на неё. Однажды в финале спектакля «Сергей и Айседора» я вижу, как у неё текут слезы, и она улыбается.
— Что для вас главное при подготовке к спектаклю?
— И мама, и бабушка всегда учили меня подходить к роли максимально глубоко. Читать книги той эпохи, которую играешь, искать в персонаже особые черты характера, которые помогут сыграть эту роль. Когда мама играла в спектакле Театра Моссовета «Милый друг», то попросила свою подругу, учителя французского языка, сделать ей чуть ли не подстрочный перевод Мопассана, чтобы сыграть всё как можно ближе к оригиналу.
Когда я работала в театре над историческими персонажами – Таис или Айседоры Дункан, она всегда советовала, как нужно сыграть. Мама очень много знает и много читает, у неё большая библиотека и у меня тоже, благодаря ей. Даже не знаю, смогу ли я за свою жизнь перечитать все эти книги.
— Как вас воспитывала мама: запрещала ли что-то, наказывала ли за проступки?
— Мама всегда хотела, чтобы я была дисциплинированной, могла строго сделать замечание, приучала к порядку. Когда задавали много уроков и я уставала, мама читала мне вслух. Вместе с ней я познавала литературу, историю. У неё всегда были какие-то свои рассказы, воспоминания, которыми она охотно делилась со мной.
Помню, мне всегда было обидно: и мама, и папа окончили школу с красным аттестатом, на все пятёрки, а мне не давались алгебра, геометрия и физика. Но зато по другим, гуманитарным, предметам я успевала хорошо. Знаниями, полученными в английской спецшколе, пользуюсь до сих пор.
— А как вы сами воспитывали своего сына Михаила: в строгости или баловали?
— Особо строгой мамой я никогда не была, но мне тоже пришлось нелегко. Возможно, я не уделяла сыну должного внимания в подростковом возрасте, что-то такое было упущено. Сейчас он уже взрослый самостоятельный мужчина, который сам мне помогает. Но я всё равно вижу, что что-то я должна была ему додать. Считаю, что никогда не поздно, поэтому стараюсь делать это сейчас. Я радуюсь его успехам, хочу, чтобы он поскорее определился в жизни, создал свою семью, и очень этого жду.
— Для съёмок в криминальной драме «Всё то, о чём мы так долго мечтали» вам пришлось освоить боевые искусства. Потом это как-то пригодилось в жизни?
— Слава богу, нет. В жизни применять навыки каратэ не пришлось, но, тем не менее, это был очень полезный опыт. Мне было интересно попробовать себя в том числе и в боевых искусствах. Я ходила на тренировки, училась у мастеров восточных единоборств. И в фильме мне удалось наравне с каскадерами принимать участие в боевых сценах.
Екатерина Слюсарь,
«Северо-Запад» (szaopressa.ru)