Премьерный показ картины «Матильда» Алексея Учителя состоялся в Мариинском театре — там, где в начале ХХ века танцевала главная героиня фильма, балерина Матильда Кшесинская. По приглашению режиссера полетела на премьеру в Санкт-Петербург из родной Казани балерина Дарья Тихонова: в балетных сценах «Матильды» она дублировала исполнительницу заглавной роли — актрису Михалину Ольшанскую.
Даша, как вы попали в фильм Учителя?
Дарья Тихонова: Это было в 2014 году: я училась в выпускном классе Пермского хореографического колледжа, главный балетмейстер Пермского театра Алексей Мирошниченко ставил тогда балет «Голубая птица и принцесса Флорина» на музыку Адана, где мне доверил партию Феи ночных грез. Как мне потом говорили, этот спектакль увидел Алексей Учитель, он ему очень понравился, а через какое-то время мне сообщили, что режиссер приглашает меня в Петербург на кинопробы. На пробах я танцевала вариацию Феи ночных грез. Все прошло удачно: меня утвердили.
Удача была еще и в том, что внешне вы, наверное, больше других балерин похожи на актрису Михалину Ольшанскую?
Дарья Тихонова: В целом да. Хотя Михалина чуть ниже меня (мой рост — 168 сантиметров). Разумеется, нас одинаково гримировали, делали одинаковые прически.
Что вам пришлось делать вместо Михалины?
Дарья Тихонова: Танцевать вариацию Феи ночных грез. И крутить фуэте, поскольку Матильда Кшесинская была первой русской балериной, исполнившей на сцене 32 фуэте подряд. Съемки проходили в Петербурге и в Москве — на исторических сценах Мариинского и Большого театров. Я приезжала несколько раз — когда на один день, когда на два, а порой и сразу на две недели. В общем, меня снимали полтора месяца.
Что было самым сложным?
Дарья Тихонова: Повторять из дубля в дубль одно и то же до тех пор, пока не понравится режиссеру. Обычно мы снимали одну сцену три дня. И в течение трех дней мне приходилось, например, бесконечное количество раз делать фуэте и падать (в сцене, когда у Кшесинской не получаются фуэте). Или делать фуэте и не падать (когда получается). Нужно было быть максимально собранной. Конечно же, я снималась в своих пуантах (я предпочитаю пуанты фирмы Gaynor Minden), а сценические костюмы мне сшили под старину — с удлиненной и пышной юбкой, расшитые сверкающими камнями. Ощутимо тяжелые были костюмы.
Копии украшений Кшесинской, которые вы надевали на съемках, были из настоящих бриллиантов?
Дарья Тихонова: Я надевала только копию ее знаменитого чокера (плотно сидящее на шее ожерелье, от английского choker — «душитель») из крупных бриллиантовых колец. Вряд ли бриллианты были настоящие.
Вас, девушку балетную, по особому меню кормили во время съемок? У вас были какие-то предпочтения?
Дарья Тихонова: У меня нет и никогда не было никаких в еде предпочтений: я ем все и ни в чем себе не отказываю. На съемках нас кормили сытно: привозили салат, суп, второе, чай. Голодной я точно не была.
Даша, а заключительный день съемок был запоминающимся?
Дарья Тихонова: Все дни, проведенные на съемках «Матильды», я запомню на всю жизнь. Мне очень понравилось сниматься в кино. В мой заключительный день на «Матильде» снимали небольшой эпизод, как Кшесинская танцует на сцене, а в этот момент за кулисами появляется граф Воронцов — это полувымышленный персонаж, его играет Данила Козловский. В фильме Воронцов влюблен в Матильду, но она не отвечает ему взаимностью.
Что вам нравится в характере Матильды Кшесинской?
Дарья Тихонова: У нее настоящий «балеринский» характер — жесткий. Мне нравится, что он проявлялся у нее не только в профессии. Она и в быту всегда добивалась всего, чего хотела.
Пользуетесь ли вы своим положением в театре так, как пользовалась Кшесинская?
Дарья Тихонова: Нет. У нас в театре неприемлемо вести себя вызывающе. Никто из артистов не позволяет себе «звездных» выкидонов. У нас железная дисциплина. И все всегда помогают друг другу.
P.S.
Дарья Тихонова училась в Казанском хореографическом училище, потом продолжила обучение и с отличием окончила Пермский хореографический колледж. Сейчас Даше 22 года, она — солистка балетной труппы Пермского театра им. П.И. Чайковского: танцует Одетту и Одиллию в «Лебедином озере», Марию в «Бахчисарайском фонтане», Жизель, сольные партии в балетах Баланчина.
Айсылу Кадырова,
«Вечерняя Казань»