В этом году на одном из телеканалов начался новый цикл музыкальных передач — «Квартирник».
В гости к «хозяину квартиры» Евгению Маргулису уже заглянули Алексей Романов, Юрий Шевчук, Князь, Луна и многие другие знаменитые артисты. О том, как проходили съемки, какие сюрпризы ждут зрителей, а также о том, сколько алкоголя положено музыкантам, и что такое эффект божьей коровки, рассказал ведущий программы Евгений Маргулис.
«Не надо объяснять, что такое квартирник»
— Не было опасения, что время изменилось и современному зрителю это будет или непонятно, или не интересно?
— Честно говоря, время никогда не меняется. Меняются девайсы, которые тебя окружают в данный момент. Когда мы начинали, был только дисковый телефон, а сейчас у тебя и телефон, и компьютер, и вообще черт-те что. А все остальное повторяется и будет повторяться. По этому поводу даже нечего запариваться. И опять же, в нашей передаче нет возрастного ценза. Ее могут смотреть и совсем молодые, и люди нашего поколения. Кому интересно – тот смотрит, кому не интересно – он не будет смотреть, даже если мы будем голыми бегать перед зрителями.
Зрители у нас сидят на пуфиках, на полу, то есть, все примерно так, как и было в квартирниках в 70-х годах.
— А что-то за кадром все же остается?
— Мы снимаем весь концерт, а сколько он будет идти – зависит от настроения артиста. Но час тридцать каждый по-любому играет. А вот Юра Шевчук отснял полтора часа и говорит: «У вас так клево – давайте, я еще поиграю!» И сыграл на три часа. То есть, мы всегда снимаем с запасом. Не прекращаем съемку, даже если есть какая-то лажа – кто-то забыл слова, перепутал аккорды. Это значительно интереснее – показать артиста таким, какой он есть. Потому что они тоже люди, тоже человеки. И когда все это видишь на расстоянии вытянутой руки – это особенно интересно. Мне нравится, что к нам всегда приходят люди, которые сразу врубаются, что мы делаем. То есть, идиотов у нас на съемках не бывает. При этом никто не знает, кому что сейчас в голову придет – и мне, и артисту. Этим «Квартирник» неповторим и интересен.
— Вы приглашаете только рок-музыкантов?
— Я не хочу загонять себя в рамки «глухого рока». Поэтому приходят артисты, которые мне нравятся и которых я хотел бы показать зрителям. Из них много тех, кто известен в Интернет-пространстве. Та же Луна, которая не показывается на большом экране, но она спокойно собирает Дворцы спорта.
— А какое определение у рок-музыки? Что это такое?
— А бог его знает! Я не критик, у меня о музыке два понятия: хорошая и плохая. Рок-музыкант – это лишь титул или ярлык. А вот музыкант – он всегда музыкант. Либо хороший, либо плохой.
((По методу божьей коровки
— А как вы стали музыкантом? Случайно, как божья коровка, которая ползет с веточки на веточку.
— Случайно? Наверное. Цепочка событий сложилась именно так. Когда познакомился с «Машиной времени», с другими московскими коллективами – круг общения увеличился. Ты знаешь и тех, и этих, а если еще и играешь, то рано или поздно все равно окажешься где-нибудь среди вот этих людей. Если, конечно же, сам из себя что-то представляешь. Я из себя что-то представлял, поэтому оказался там, где на тот момент следовало оказаться.
— Когда пошли в профессиональную музыку, ставили для себя какие-то задачи или играли в свое удовольствие?
— Мы были молодые, ретивые, нам нравилось приезжать в разные города, играть огромные концерты. Мы жили этим.
Никогда не думали, что станем известными, потому что мы были любительским коллективом. И играли для себя и для людей, которым нравилась эта музыка, – именно как формат квартирника, такой междусобойчик. Потом аудитория стала увеличиваться и увеличиваться. Когда стало понятно, что нужно становиться на какую-то официальную платформу, пришлось «завязывать» с профессиями, которым мы учились в институтах и которые у нас не пошли, потому что появилась возможность заниматься музыкой.
Все должно быть в меру
— Недавно все обсуждали трагическую смерть Честера Беннингтона, солиста группы Linkin Park, который покончил с собой. Многие артисты не смогли избежать трагедий, связанных с алкоголем, наркотиками.
— Эта беда середины 80-х – начала 90-х.
— Что ваших коллег уберегло, как думаете? Какой можно дать совет молодым?
— Совет один: меньше употреблять всяких глупостей. Меньше «расширять сознание». До добра это не доводит.
— Музыкант должен отслеживать тренды: настроение в обществе, куда мы движемся, о чем переживаем – или достаточно петь о том, что у тебя лично на душе?
— Естественно, прислушиваешься ко всему. И ты постоянно в курсе всех новых течений. Но мне нравится музыка, и я постоянно слушаю что угодно. Кроме рэпа. Хотя некоторые реперы – очень хорошие музыканты.
— В одной из ваших песен такой лейтмотив: «Забил на все, играю для себя». Это правда или образное выражение?
— На самом деле не все так в песнях, когда касается тебя лично. Это характерная ситуация для всех музыкантов. Я прочитал в книжке о «битлах», где они рассказывают про все свои композиции, что в грустнейшей песне She’s leaving home – про девушку, которая в никуда уходит из дома, – они думали о бананах и просто прикалывались. То же самое и с песней Yesterday – вместо «yesterday» сначала было слово, которое означает «яичница». То есть, первое слово песни – яичница!
Лариса Зелинская
«Юго-восточный курьер» (uv-kurier.ru)