Выходец из Южного Централа, он сумел сделать блестящую карьеру в кино
В свое время Уитакер описывал себя как «малозаметную фигуру, которая хочет избегнуть внимания общества». На деле он много лет остается востребованным актером и снимается у лучших режиссеров современности.
«Школа и дорога изменили мою жизнь»
Форест Стивен Уитакер родился 15 июля 1961 в городе Лонгвью американского штата Техас в многодетной семье продавца-страховщика Фореста Уитакера-младшего и преподавательницы с двумя высшими образованиями Лауры Фрэнсис. Проблема с одним глазом у него врожденная — это амблиопия, иначе называемая «ленивый глаз» — он у Фореста обычно прикрыт веком и в зрении задействован мало.
Уитакер рос в одном из самых неблагополучных районов Лос-Анджелеса – Южном Централе. Актер уверяет, что со времен его детства условия жизни там совершенно не изменились: «Родители переехали из Техаса в Южный Централ, когда мне было четыре года. Это произошло как раз перед мятежом Уоттса в 1965 году. Когда я был еще совсем маленьким, в нашем районе постоянно вспыхивали конфликты с властями. Штаб-квартира “черных пантер” находилась за углом нашего дома. Мы знали, что оттуда мятежи распространяются по всей стране. Потом убили Кинга. Наш район буквально кипел. Потом родители нашли работу получше, и когда мне исполнилось 11 лет, они переехали в маленький домик в Карсоне. Это было как раз то время, когда молодежь начала сбиваться в банды. И на улицы хлынул поток дешевого героина».
К счастью, у Уитакера были очень строгие и настойчивые родители, а сам он был по натуре мечтателем-одиночкой. Будь он более хилым – его могли бы затравить на улице, но к 13 годам он был самым высоким и сильным в квартале, поэтому местные хулиганы обходили его стороной. «У меня почти не было времени на уличные развлечения, – вспоминает он. – Родители отдали меня в школу на другом конце города, потому что боялись конфликтов с парнями из местных банд. Час я добирался туда и два часа – обратно. Но эта школа и дорога изменили мою жизнь, изменили мое представление о мире. Не могу сказать, что я стал философом или космополитом, но я увидел, что можно жить иначе, и начал понимать людей, живущих за пределами гетто».
Нельзя сказать, что это защитило его от стандартного отношения полиции к чернокожей молодежи. «Меня часто останавливали и обыскивали. Полицейские вертолеты освещали меня прожекторами, когда я поздно вечером возвращался домой из школы. Это никогда не кончится, я знаю. Когда я был молодым, меня много раз ставили лицом к стене, заставляли вставать на колени. И при этом я хочу подчеркнуть, что мне повезло – меня не избивали, не искалечили. А ведь я – большой черный парень, живущий в Лос-Анджелесе. Несколько моих друзей погибли от рук полиции. Вам трудно в это поверить, но рядом с вами находится совершенно другой мир. Это мой дом. Там происходит много трагедий и жестокостей».
«Все относились ко мне, как к пустому месту»
Школа стала спасением от криминогенной среды. «Я играл на трубе и тромбоне еще в младших классах, а в школе Пэлисейд-Хай пел в мюзиклах, — вспоминает Форест. — Думаю, тогда-то и началось мое увлечение творчеством. Наверное, лицедейство тоже пришло ко мне благодаря музыке, потому что я поступил в консерваторию на оперное отделение. Мой учитель дикции попросил меня принять участие в пробах в спектакль “В молочном лесу”, и я получил главную роль. Потом я начал регулярно играть на сцене и понял, что это нравится мне даже больше, чем пение, потому что это прекрасный способ общения с людьми. Все-таки опера воздействует на человека слишком абстрактно. Она не может изменить жизнь человека. А фильм – может».
Кинодебют Уитакера состоялся в 1982 году в ленте «Быстрые деньки в школе Риджмонт-Хай». Он играл большого и страшноватого на вид школьного спортсмена. А настоящая карьера Фореста началась в 1986 году с роли – точнее, эпизода – в фильме Мартина Скорсезе «Цвет денег». Удивительно, но Уитакер уверяет, что сами съемки стали для него тяжелым испытанием. «Все они относились ко мне как к пустому месту, – вспоминает он. – Я старался думать только о роли, поэтому мне было не так обидно. Единственный момент, когда меня это резануло – когда Скорсезе репетировал с Ньюманом и Крузом. Я сидел рядом и повторял себе: “Я здесь, рядом с ними”. Но все равно было видно, что я не с ними. Они сами по себе, я сам по себе. Мне было тяжело это сознавать».
А год спустя Уитакер сидел рядом с Иствудом и спорил с ним о своем любимом джазе. Вообще-то, он пришел пробоваться на маленькую роль в фильм «Птица», но обнаружил в лице Иствуда такого же страстного поклонника джаза, как и он сам. После долгой беседы Клинт рискнул дать Уитакеру главную роль обреченного джазового трубача Чарли Паркера, чей гений постоянно подпитывался жаждой саморазрушения. В исполнении Фореста Паркер предстал на экране такой сложной и страстной личностью, что жюри Каннского фестиваля присудило ему приз за лучшую мужскую роль.
Уитакер считает Иствуда своим крестным отцом в кино: «Клинт – настоящий мужчина, – говорит он. – Это великая звезда старой закалки, человек, который обладает особой аурой. Он взял меня на кинофестиваль. Я смущался, а он вел себя совершенно спокойно и раскованно. Он всегда знал, что сказать, когда нужно улыбнуться, куда повернуться – причем, все это было не наигранно, а совершенно естественно. Он считал меня своим протеже, везде водил, все показывал. Это было так трогательно».
«Мне хотелось «смыть» с себя героя»
«В начале карьеры я был идеалистом. Меня не заботило, получу ли я роль. Я просто старался стать лучше, — признается Уитакер. — Я говорил “нет”, если роль меня не интересовала. Я не соглашался играть драг-дилеров в сериалах в течение 10 лет: в те времена мне было наплевать на деньги, я бы предпочел голодать. В этом мой секрет. Я сделал карьеру, соглашаясь на интересные роли, потому что следовал зову сердца».
Из ярких фильмов артиста тех лет необходимо отметить «Жестокую игру» Нила Джордана, «Готовое платье» или «Прет-а-порте» Роберта Олтмана, «Дым» Уэйна Уэнга и, конечно, «Пса-призрака: путь самурая» Джима Джармуша. «Тот фильм начался с взаимного интереса, – вспоминает Уитекер. – Мы с Джимом познакомились в магазине, где продавали кинокамеры Super 8. Кажется, в то время он снимал “Год Лошади”. Я купил камеру себе, он – себе. Заодно решили, что когда-нибудь поработаем вместе. Через год мы снова встретились, и он сказал: “У меня есть идея”. С этого времени мы начали регулярно встречаться и обсуждать “Пса-призрака”. Мы никогда не рассматривали эту историю как какое-то заявление или часть какого-то движения. Нам было интересно взглянуть на изнанку современного общества».
В 2006 году Форест взял «Оскар» за главную мужскую роль в фильме «Последний король Шотландии», обойдя Леонардо Ди Каприо, Питера О`Тула, Райана Гослинга и Уилла Смита. Чтобы войти в роль, Уитакер набрал 20 кг веса, научился играть на аккордеоне и говорить на суахили. А несколько лет назад актер получил собственную звезду на Аллее славы. На церемонии с ним была его жена и три дочери. Всего же у супругов четверо детей. С Кейшей Нэш Форест познакомился на съемках фильма «Сметенные огнем», который впоследствии получил премию «Эмми». Актеры поженились, Кейша ушла из кино, и все свое время посвящает семье. Под ее влияние Уитакер стал вегетарианцем и занялся йогой. Неплохое дополнение к регулярным занятиям каратэ, по которому актер имеет черный пояс.
Вегетарианство помогло ему похудеть: «Я не знал, что многие говорили потом, что я катастрофически сбросил вес. Кто-то показал мне статью, в которой говорилось о том, что я очень похудел, и обсуждалась причина этого. А я себе жил-поживал, старался быть счастливым и здоровым и ни о чем таком и не думал. Я набрал много лишнего веса для роли Иди Амина в “Последнем короле Шотландии”, и после съемок мне пришлось обратить внимание на свою диету и физические нагрузки. К тому же, я не считаю, что вегетарианство причиняет страдания».
Форест признается, что жена очень помогает ему в работе над ролями. Хотя бы тем, что терпит, когда «вместо мужа» в доме оказывается какой-нибудь Амин, личность далеко не однозначная (по слухам, он даже ел людей). А Уитакер обычно так входит в роль, что полностью ощущает себя другим человеком: «В последний день съемок мне очень хотелось в прямом смысле смыть с себя этого героя. Принять ванну и отодрать от кожи все, что на ней было чужого. Вернуть свой голос, которым я разговариваю с детьми, ведь в фильме я говорю гораздо ниже, чем в обычной жизни. Но, несмотря на мои старания, я чувствовал, что какие-то речевые обороты, манера задавать вопросы, нелитературные словечки иногда проскакивают в моей речи. Я никак не мог от них избавиться — они стали частью меня. Моя жена не раз делала мне замечания такого рода: “Когда даешь интервью, прекрати рассказывать об Амине от первого лица”».
«Опра была поглощена нашим романом»
В 2010 году известный актер решил пополнить свою фильмографию комедией «Семейная свадьба», в которой сыграл одну из главных ролей. А потом встретился с Эдрианом Броуди на съемках триллера под названием «Эксперимент», в основе которого была заложена одноименная немецкая картина. Сюжет фильма строился вокруг группы добровольцев, которые приняли участие в исследовании влияния определенных ролей на психику человека. Часть участников эксперимента стали арестантами, часть — тюремщиками. Эдриану Броуди предстояло сыграть лидера заключенных, а Уитакеру досталась роль главного охранника. В картине также снимались Элайджа Вуд и Кэм Жиганде.
В 2013 году, с выходом ленты «Дворецкий», кинокритики начали вновь взахлеб рассказывать о гениальности Уитакера. В фильме, основанном на статье из Washington Post, рассказывается о дворецком Сессиле Гейнсе служившем в Белом Доме под началом восьми разных президентов. Их в этом фильме сыграли Джон Кьюсак (временами похожий на клоуна Никсон), Алан Рикман (веселый и противоречивый Рейган), Лив Шрайбер (Линдон Джонсон, произносивший без стеснения с экрана слово «ниггер»), Робин Уильямс (задумчивый Эйзенхауэр), Джеймс Марсден (обаятельный и открытый). Парочку Бушей режиссер решил в фильме вообще не показывать. То ли потому, что к тому времени Сессил уже не работал в Белом доме, то ли потому, что Буши не вызывали у него никаких теплых чувств.
Опра Уинфри играет влюбленную в героя Фореста женщину, и для большей достоверности исполнения своей роли она старалась поддерживать кокетливое настроение и между дублями. «Для меня работа с Опрой стала потрясающим опытом, – говорит Уитакер. – Она была так поглощена нашим экранным романом. В перерывах между дублями мы с ней пытались развить нашу связь и поддержать романтическое настроение. Она была такая заботливая, внимательная, делала мне массаж шеи, а еще мы ходили по площадке, держась за руки, и беседовали. Мне кажется, это поспособствовало возникновению того волшебства между нами, которое делает наши отношения в фильме очень живыми и правдоподобными».
«Я тоже знаю, что такое боль утраты»
Заметным этапным событием в актерской жизни Фореста Уитакера стали ведущие роли в картинах 2014 года: «Двое в городе» режиссера Рашида Бушареба, «Випака», где главную роль также сыграл Энтони Маки, «Грехопадение» с Винсентом Д’Онофрио и Уиллоу Шилдс в центральных ролях. Уитакер также исполнил одну из главных ролей в боевике «Заложница 3», сценарий которого подготовили Роберт Марк Кеймен и Люк Бессон. Постановщиком стал Оливье Мегатон, снявший вторую серию.
Уитакер и сам снимал и продюсировал кино. Режиссерским дебютом Фореста стал фильм 1995 года «В ожидании выдоха», основанном на одноименном романе Терри Макмиллана. На вопрос, почему он взялся за историю четырех подруг из штата Аризона, Уитакер, подумав, отвечает, что в фильме показаны не женские, а общечеловеческие проблемы. «Я тоже знаю, что такое боль утраты. Мое сердце не раз было разбито. Я видел, как плачут дети».
Он признается, что до сих пор испытывает неуверенность в себе, когда оказывается перед камерой. Вот почему ему важно работать с такими режиссерами, которые способны его поддержать и утешить: «Я хочу работать с теми людьми, которые дают мне ощущение того, что они меня слышат и видят, что они меня прикрывают от неприятностей, – поясняет актер. – Чувство защиты очень важно для меня, потому что иногда приходится погружаться в такие дебри, которые делают меня очень уязвимым. Не хочется, чтобы кто попало видел тебя в минуты слабости».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Nerusactors.ru, Muzchart.ru, Kinonews.ru, Studio6ng.com