Наталье Гундаревой исполнилось бы 70 лет
Однокурсники по Щукинскому училищу называли ее конопатым чудом. Гундарева была настолько яркой, самобытной, самодостаточной натурой, что ректор «Щуки» Борис Захава говорил, что ее нечему и незачем учить.
«Я так устала от хозяйских забот»
Наталья родилась 28 августа 1948 года в Москве. Ее отец Георгий Макарович в 14 лет приехал в Москву и прошел путь от рабочего до инженера. Мама Натальи Гундаревой — Елена Михайловна — окончила строительный институт и работала в проектно-конструкторском бюро в должности инженера-проектировщика. В свободное от работы время она играла в самодеятельном театре своего НИИ, и ее любовь к театру передалась дочери. Наташа ходила в кружок художественного слова. «От родителей мне достались: отцовская рассудительность, то есть, реальное понимание момента, а с другой стороны, мамина такая нетерпимость — сделать во что бы то ни стало».
После окончания школы Гундарева собиралась пойти по стопам матери, считая, что театр — это не для неё, вроде, мол, и весело, но внешность особых надежд не внушает, так что будем реалистами. В 10-м классе она перешла в вечернюю школу и устроилась работать чертёжницей в конструкторское бюро, готовясь стать инженером-проектировщиком. На семейном совете было решено, что будет поступать в Московский инженерно-строительный институт. В 1967 году Наташа начала сдавать вступительные экзамены в МИСИ и успешно прошла два тура, но в ее судьбу вмешался случай. «Я серьезно решила стать строителем, — вспоминала позже Гундарева, — с удовольствием занималась реконструкцией железобетонных керамических комбинатов. Сдала два экзамена в институт, как вдруг забежал приятель: “Наташка, это правда, что в МИСИ поступаешь?! С ума сошла! Немедленно неси документы к нам, в Щукинское!” Почему-то послушалась». Наталья была зачислена на курс к замечательному актеру и педагогу Юрию Катину-Ярцеву. В годы учёбы из всех академических театров она сразу выделила Театр имени Маяковского и осталась в нём на всю жизнь, о чём никогда не жалела.
Первым мужем Гундаревой стал Леонид Хейфец. Их брак продлился шесть лет, кроме того, Хейфец снял Наталью в принесшем ей первую славу телевизионном фильме «Обрыв». Спектакль «Доходное место» оказался последней совместной работой Натальи Гундаревой и Леонида Хейфеца. Тот нередко приводил всю труппу к себе домой. Такое поведение нравилось актёрам, но для супруги режиссёра эти частые посиделки были в тягость. После фильма «Сладкая женщина» её засыпали предложениями сыграть новые роли, и она очень уставала, снимаясь в 5-6 фильмах одновременно. Поэтому когда она слышала звук отпираемой двери и голос Хейфеца с порога: «Наташенька, накрывай на стол!», ей приходилось жертвовать ради гостей редким временем своего отдыха. Одной из своих подруг Гундарева говорила: «И вот я стою на кухне и чищу картошку. Я так устала от хозяйских забот. Не могу больше! Всё, закончилась моя любовь!»
Повторно Наталья Гундарева вышла замуж за актера театра Маяковского Виктора Корешкова, а третьим мужем Натальи Гундаревой стал актер Михаил Филиппов. Детей у Гундаревой не было.
«Мне лучше муки адовы. Я к ним привыкла»
В 1972 году Наталья Гундарева сыграла главную роль в мелодраме Виталия Мельникова «Здравствуй и прощай!». Актриса настолько правдиво изобразила свою героиню, что на «Ленфильм» пришло письмо, в котором говорилось, что руководство киностудии поступает правильно, привлекая к съемкам не только актеров, но и людей из народа, в том числе деревенскую девушку Наташу Гундареву.
Она много курила, хотя неоднократно пыталась бросить. Несколько раз из-за приступов гипертонической болезни переносились её спектакли. В середине 1980-х годов актриса попала в автомобильную аварию и три месяца не могла играть. В это время приглашение с Одесской киностудии на роль в фильме «Подвиг Одессы». Наталья Гундарева вспоминала: «Я им говорю: «А как же я буду играть?» А они мне в ответ: «У нас время военное, нам все равно, что у вас на лице». Чем вселили в меня надежду».
Оправившись после травмы, Гундарева снова села за руль. Режиссер Андрей Гончаров, узнав, что она снова самостоятельно управляет автомобилем, спросил: «Наташа, вы опять доказываете, что всё можете?» Сама же актриса сравнивала свою жизнь с Олимпиадой, когда каждый участник стремится следовать её закону: «Быстрее! Выше! Сильнее!»
Первый инсульт случился у актрисы на даче 19 июля 2001 года. Она резала овощи к обеду и, как сама потом вспоминала, у нее вдруг потемнело в глазах, словно куда-то провалилась. Лежавшую на полу, ее обнаружил муж Михаил Филиппов, который сразу вызвал «Скорую помощь». Десять дней актриса пролежала в коме. Вскоре она начала интересоваться у врачей, когда ей разрешат вернуться в любимый театр, а коллеги с нетерпением ждали выздоровления Гундаревой. Руководство театра имени Маяковского заговорило о том, чтобы сделать спектакль с ее закадровым голосом, а художественный руководитель театра Арцибашев предложил Гундаревой должность своего помощника.
Потихоньку дела Гундаревой пошли на поправку, через год она выписалась из больницы. Одно время у коллег появилась надежда, что актриса одолеет недуг и даже вернется на сцену. К ней в полной мере вернулась речь, она стала ходить. Кричала криком от боли, но ежедневно с помощью врачей разрабатывала больную левую руку. Осенью 2004 года Наталье Георгиевне резко стало хуже. А незадолго до смерти Гундарева ездила к тибетскому монаху, у которого просила духовной помощи: «Я ненавижу себя в состоянии “всё равно”. Мне лучше муки адовы. Я к ним привыкла. Так сложилась моя жизнь, и изменить это нельзя», — признавалась актриса. Во время неудачной прогулки Гундарева упала на улице и ударилась затылком о лед. 15 мая 2005 года актриса умерла в больнице св. Алексия из-за повторного инсульта.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Чтобы помнили» (chtoby-pomnili.net), «Труд» (trud.ru), mayakovsky.ru