Его день рождения отмечается как Международный день танго
Гардель — идол для миллионов латиноамериканцев. Несмотря на прошедшие со дня его смерти десятилетия, существует поговорка: «El Zorzal canta cada dia mejor» — «Креольский дрозд поёт лучше с каждым днём».
Любитель скачек
Родился Гардель в конце 19 века, 11 декабря 1887 или 1890 года. Место и дата его рождения является предметом споров биографов и исследователей истории танго: возможно, Карлос родился во французской Тулузе; по другим источникам, родина певца — уругвайский город Такуарембо. Как бы то ни было, но в 1893 году мать привозит Карлоса в Буэнос-Айрес. Здесь, с самого детства, он и начинает исполнять народные песни, а позднее — петь в кафе и ресторанчиках. В 21 год Гардель познакомился с Хосе Раззано по прозвищу Азиат, в дуэте с которым начал исполнять креольские песни. В 1912 году Гардель записал 15 креольских песен на студии «Колумбия Рекордс», аккомпанируя себе на гитаре.
Настоящая слава обрушилась на Карлоса, когда в 1917 году он исполнил свое первое танго композитора Самужля Кастириота «Моя грустная ночь». Это был триумф: музыка танго, до этого исполнявшаяся исключительно без слов и предназначенная для танцев, обрела голос. В один миг танго обрело своего героя — Гарделя. Вслед за «Моей грустной ночью» Карлос записывает еще ряд песен, которые впоследствии обрели мировую популярность: «Кумпарсита» Матоса Родригеса, «Мой любимый Буэнос-Айрес». Тогда же Гардель снимается в своем первом фильме — «Цветок груши», а также совместно с Хосе Раззано на студии «Диско Националь» (впоследствии «Одеон») начинает записывать диски.
В 1920-х годах Карлос Гардель с концертами посетил Европу и свел Старый Свет с ума неподражаемым голосом и удивительной музыкой танго. Певец обрел огромную популярность в Испании и Франции. Его приглашали выступать в Париже, Мадриде, Лондоне, Риме, Вене. В 1925 году он расстался с Хосе Раззано, сохранив с Азиатом теплые дружеские отношения. Но их дуэт перестал существовать.
В 1930-х годах Карлос Гардель начинает активно появляться в кино. Его друг, Эдуардо Морора, кинорежиссер, приглашает сниматься в звуковых короткометражках. В итоге вышло более десяти фильмов, в которых Карлос исполнил популярные ныне мелодии «Старый смокинг», «Мой страх», «Всезнайка». В 1935 Гардель написал знаменитое танго «Всего на одну голову» (Por una cabeza), песня повествует о человеке, который играет на скачках и сравнивает своё пристрастие к лошадям с увлечением женщинами.
Один из друзей Гарделя, музыкант Териг Туччи, вспоминал: «В три утра раздаётся звонок. Полусонный, снимаю трубку и слышу довольный голос Гарделя: “Старик, я только что написал шикарную мелодию для танго. И тут же напел её. То ли я ещё не проснулся, но не был в восторге ни от слов, ни от мелодии, о чём ему и сообщил. Несколько уязвлённый, Гардель парировал: “Слушай, Бетховен, сиди со своими восьмушками и тридцать вторыми, и не спорь со мной по поводу кляч!” И я подумал, что никто лучше Гарделя — страстного любителя бегов — не мог с большим основанием рассуждать на тему лошадей; как никому другому, ему были знакомы радость игрока, когда его лошадь приходит первой к финишу, или уныние, если конь ослабевает именно в тот момент, когда до победы остаётся всего один шажок».
Но это и песня о любви – о том, как обуреваемый страстями человек теряет голову, переходя от надежды к отчаянию. А много лет спустя во время съёмок фильма «Запах женщины» режиссёр Мартин Брест сказал: «Для центральной сцены мне нужна мелодия танго – самая прекрасная мелодия в мире». И кто-то поставил пластинку с Por una cabeza. Мелодия звучала в фильмах «Правдивая ложь», «Список Шиндлера», «Плохой Санта», «Вся королевская рать», «Фрида».
Катастрофа
Гардель мечтал создать независимое от Голливуда аргентинское кино. Он стал активно искать меценатов для новой киноиндустрии. Но 24 июня 1935 года, отправившись в очередную деловую поездку, — погиб. В тот день самолет F-31 компании SACO приземлился в Медельине примерно в 14 часов. Борт выполнял специальный рейс в Кали, по пути в который предстояло ещё совершить промежуточную посадку в Боготе. Пилотировали его колумбийские пилоты: 33-летний командир Эрнесто Сампер Мендоза и 18-летний Уильям Бенингтон Фостер. На борту были 11 пассажиров — Карлос Гардель со своей группой. После 45-минутной стоянки экипаж запросил разрешение на взлёт. Общий вес авиалайнера с учётом 450 килограмм топлива в баках составлял 6182 килограмма, при максимально допустимом 6238 килограмм.
Следом за ним должен был взлетать C-31 компании SCADTA, который ранее прилетел из Боготы в Медельин и теперь готовился выполнять рейс по обратному маршруту. Пилотировали его немецкие пилоты. Примерно в 15 часов самолет Гарделя занял стартовую позицию и начал разбег. Поначалу всё шло без отклонений, а некоторое боковое отклонение из-за ветра было быстро исправлено. Но спустя примерно 450 метров оторвалась правая стойка основного шасси. Самолёт подпрыгнул и начал резко разворачиваться вправо. Пробежав ещё 176 метров и уклонившись в сторону на 75 метров, F-31 на полной скорости врезался в C-31, после чего они оба взорвались.
Гибель знаменитого певца вызвала всеобщее возмущение. Тело Гарделя было изуродовано, поэтому его временно похоронили на городском кладбище. Лишь в 1936 году Колумбия передала тело Аргентине. Причинами катастрофы были названы превышение взлётного веса борта F-31 и нарушение его центровки, а также нарушение экипажем C-31 схемы движения по аэродрому. Позже на основе изучения обломков версия о перегрузе была отклонена. Также свою роль сыграл и почти ураганный боковой ветер, так, многие очевидцы указывали, что на фотографиях катастрофы на заднем фоне были видны погнутые ветром деревья.
В последний путь Гарделя провожала вся Аргентина. Над воспетой им Корриентес, главной артистической улицей Буэнос-Айреса, заполненной сотнями тысяч скорбящих, неслась мелодия одного из самых прославленных его танго.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Milonguero.by, «Википедия» (ru.wikipedia.org)