Известность ей принесли роли в фильмах «Садко» и «Марья-искусница»
Нинель не любила свое имя и предпочитала называться Евой.
«Стала моей первой женщиной, первой женой»
Она родилась 8 мая 1926 года, всегда мечтала стать артисткой и поступила в театральное училище. На первом курсе Мышкова влюбилась во Владимира Этуша. «Мне предложили преподавание на первом курсе в качестве ассистента педагога по мастерству актёра, — писал Владимир Абрамович в своих мемуарах. — И тут-то я встретил Нинель Мышкову. Она училась на первом курсе вахтанговского училища. Ева влюбилась в меня. Не могу сказать о себе того же, но я не сопротивлялся. И Мышкова стала моей первой женщиной, первой женой». Девушка сумела покорить сердце актёра. Этуш писал: «Я проснулся, открыл глаза, окно было залито солнечным светом. Рядом, на подушке, лежала голова спящей Евы. Именно в этот момент я понял, что люблю».
Жить молодые стали у невесты в небольшой трехкомнатной квартире на Чистых прудах, где, помимо них, жила еще мама Нинель. Отец Нинель — Константин Романович Мышков — был генерал—лейтенантом артиллерии, погиб на фронте в 1942 году. Брак актеров продержался до начала 1950-х годов. По словам самого Этуша, в первое время их супружеской жизни они жили очень хорошо и весело. Мышкова была без ума от своего мужа, не стеснялась об этом говорить вслух и показывать свои чувства. Этуш, наоборот, был более сдержан. Однако стоило ему начать уделять своей молодой жене чуть больше внимания, как она тут же увлеклась другим мужчиной. Им стал композитор Олег Каравайчук, с которым Мышкова познакомилась на «Мосфильме». У них начался роман, о котором Этуш даже не подозревал. И только спустя полгода Мышкова призналась во всем мужу и сказала, что между ними все кончено. Этуш собрал вещи и ушел к своим родителям. Мышкова осталась с Каравайчуком, но их роман продлился недолго — до весны 1952 года.
После чего у Мышковой появилось новое увлечение. Александр Птушко, ставивший фильм—сказку по мотивам онежских былин под названием «Садко», предложил Нинель сыграть роль Ильмень-Царевны. Во время съемок этого фильма Мышкова встретила мужчину, который стал ее вторым супругом. Это был второй оператор картины Константин Петриченко. Высокий, статный красавец быстро вскружил голову влюбчивой актрисе, и вскоре после завершения съемок она забеременела. В 1954 году у них родился сын Костя.
«Я влюбился!»
После киносказок Нинель снялась у Льва Кулиджанова в картине «Дом, в котором я живу». Роль Лиды, жены геолога Мити, Мышкова сыграла сдержанно, сильно, без слез, а в зале плакали навзрыд.
В 1965 году на киевской киностудии имени Довженко было принято решение о съемках фильма «Гадюка». Повесть Алексея Толстого экранизировал режиссёр Виктор Ивченко. На главную роль он попробовал много актрис, но рядом с Мышковой все остальные кандидатуры померкли. «Гадюка» стала лучшим фильмом в судьбе режиссёра и актрисы. В глазах Мышковой поочередно застывали стадии концентрированных состояний — одержимость, отрешённость и влюбленность. Виктор Ивченко после первых минут знакомства с Мышковой воскликнул: «Я влюбился!» Он пришёл домой и сказал своей жене, актрисе Ножкиной: «Оля, я встретил женщину, без которой уже не смогу жить. Пойми меня и прости». Супруга Ивченко так и не простила мужа. Позже в газетах писали, что она не пришла даже на его похороны. И не пришла хоронить их сына Бориса, мотивируя это тем, что ребёнка кладут в одну могилу с «обидевшим её человеком».
Влюбившись в Ивченко, Мышкова приняла его предложение выйти за него замуж, после чего забрала сына и переехала жить в Киев. Позже режиссёр и актриса сняли фильмы «Десятый шаг», «Падающий иней» и «София Грушко». У Мышковой были только главные роли. К ногам Нинель Виктор бросил всю свою жизнь, которая состояла из шести лет безоблачного счастья. Во всех своих картинах в главных ролях Ивченко снимал лишь свою жену, при этом он не просто назначал её на роль, он буквально создавал фильмы под нее, тонко чувствуя характер актрисы.
Виктор был на четырнадцать лет старше своей любимой и относился к ней трогательно и бережно, как к ребенку. Мама Мышковой была очень хозяйственной и многому научила свою дочь. Нинель прекрасно готовила, шила, искусно вязала, вышивала, сама занималась ремонтом, ловко управлялась с любым инструментом — молотком, стамеской, дрелью, могла отреставрировать мебель, починить обувь. Она была очень добра и сострадательна, постоянно помогала кому-то. В ее доме царила атмосфера дружбы и взаимопомощи.
В 1972 году Виктор Ивченко уехал в Ростов-на-Дону искать натуру для картины «Когда человек улыбнулся». Там с ним случился четвёртый инфаркт, и он попал в больницу. Мышкова срочно вылетела к нему и сутками не выходила из палаты. Но врачи оказались бессильны. Мышкова не отходила от него, даже когда тело погружали в самолёт. В гроб она положила свои и его письма, за ночь сшила траурное платье и прикрепила чёрную вуаль к своей шляпе. За несколько дней Мышкова постарела на много лет.
С 1970 по 1983 годы Нелли Мышкова была актрисой Театра—студии киноактёра. Из-за болезни в конце 1970-х годов она решила уйти из кино. В последний раз она появилась на экране в эпизодической роли в фильме «Гонки по вертикали» в 1982 году. Больше играть она не могла, так как сказывались признаки прогрессирующего склероза. В эти тяжелые годы ей помогал ее сын. Он забрал мать к себе и окружил заботой. Константин возил ее по лучшим специалистам Франции, но везде слышал одно и то же — эта болезнь неизлечима. Так Нинель Мышкова прожила еще 20 лет. Она умерла 13 сентября 2003 года на 78-м году жизни.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Chtoby-pomnili.net, Baba-deda.ru