Отец вальса Иоганн Штраус

0

Именно ему первому присвоили звание Короля вальсов, которое потом перейдет и к его сыну, также Иоганну. Знаменитыми станут и другие дети Штрауса, но их успехи никогда не будут вызывать радости у отца – лишь жгучую ревность.

Драка среди оркестрантов

Иоганн Штраус родился 14 марта 1804 года в семье трактирщика. Правда, семейное предание называло другого отца – некоего испанского гранда, который остановился в гостинице его формального папы. Иные же утверждали, что в нем течет еврейская или цыганская кровь. В любом случае, в год Иоганн становится сиротой. Трудная жизнь приводит его в один из оркестриков, который концертировал в кабачках и ресторанчиках Вены.

Музыка у Штрауса была в крови. По воспоминаниям друга семьи и его первого учителя, А. Полишанского, будучи ещё совсем маленьким, мальчик вылезал из–под стола гостиничного трактира и, взяв в руки скрипку, безошибочно повторял мелодию, только что сыгранную трактирными музыкантами. Кстати, о скрипке – немного забегая вперёд, следует отметить: именно Иоганну Штраусу–отцу принадлежит рождение образа дирижирующего солиста–скрипача. Современники отмечали, что во время дирижирования его движения были уж больно соблазнительны…

В возрасте 14-ти лет Иоганн поступил скрипачом в оркестр И. Памера. Товарищем Штрауса там был Йозеф Ланнер, прославившийся позднее своими вальсами и ставший преемником Памера в качестве ведущего венского танцевального дирижера. Когда в 1821 году Ланнер создал собственный оркестр, он пригласил туда капельмейстером Штрауса. Четыре года они дружно работали вместе, но потом после публичного скандала расстались. Однажды Ланнер заболел, и для очередного вечернего выступления музыку вальса сочинил Штраус. Однако оркестр, перед тем как исполнить вальс, объявил его как сочинение Ланнера. Это положило начало вражде между композиторами, которая, в конце концов, привела к драке среди оркестрантов и к уходу Штрауса из коллектива.

«Демон венского духа»

В 1825 году Штраус организовал собственный оркестр, с которым совершал концертные турне по странам Европы. Он написал свыше 250 пьес, в том числе 152 вальса. В своих произведениях, и прежде всего в вальсах, он развивал традиции Ланнера, создавая характерные танцевальные циклы, состоящие из ряда вальсов, обрамленных вступлением и заключением. Скоро Капелла Штрауса  превзошла в популярности ланнеровский и все другие венские танцевальные оркестры, хотя император Франц I все же предпочитал Ланнера и назначил его управляющим придворными балами. Однако именно Иоганн Штраус получал больше всего приглашений на местные праздники и на выступления в других странах.

В 1833–1838 годах он гастролировал в Будапеште, Берлине, Лейпциге и Дрездене, ездил в Голландию и Бельгию, завоевал Париж и провел 72 концерта в Лондоне (это был сезон, приуроченный к коронации королевы Виктории). Среди композиций Штрауса особенным успехом пользовались «Плач Лорелеи на Рейне», «Висячие мосты» и другие восхитительные, захватывающие вальсы. Своей музыкой он оказывал магическое воздействие на публику – даже такие маэстро, как Лист и Берлиоз, выражали ему свое восхищение. Он стал настолько знаменит, что получил титул отца вальсов. Лондонские музыкальные критики называли его Моцартом вальсов, Бетховеном котильонов, Паганини галопов, Россини попурри.

Как-то в Вену приехал молодой Рихард Вагнер. После того, как он услышал Штрауса, в его дневнике появилась такая запись: «Незабываемой останется для меня каждая пьеса, которой он дирижирует со скрипкой в руках. Она повергала удивительного Иоганна Штрауса в совершенно дикий, граничащий с бешенством, восторг. Этот демон венского музыкального народного духа содрогался в начале любого вальса, словно пифия на треножнике. Публика, которая на самом деле была более опьянена его музыкой, чем поглощёнными напитками, поднимала настоящий вой, который возносил воодушевление дирижёра со скрипкой на непостижимую для меня высоту».

Вызов общественному мнению

Когда-то еще молодой Штраус со своим оркестром играл в кабачке «У красного петуха» в венском пригороде Тури. У владельца сего заведения, Йозефа Штрайма, была красавица дочь Анна – большая любительница музыки и танцев. Она и Иоганн, молодые, темпераментные люди почувствовали взаимное влечение. И вот 25 октября 1825 года на свет появляется первый продолжатель династии – Иоганн Штраус-младший.

Невероятная целеустремленность, желание во что бы то ни стало быть первым вальсовым композитором Австрии сделали Штрауса-отца эгоистичным и себялюбивым, а его жену, Анну Штрайм, рожавшую ему в год по ребенку, – глубоко несчастной. В течение десяти лет семья часто меняла квартиры, и практически в каждой из них рождался очередной маленький Штраус (всего семеро детей).

Отец при этом не принимал никакого участия в воспитании детей, не желал вникать ни в какие семейные, бытовые проблемы. Он нашел в том же доме, только в другой квартире, молодую женщину, с которой завел столь бурный роман, что результатом его стали еще семеро детей, рождавшихся чуть ли не одновременно с его законными отпрысками. При этом Штраус не только не прятался от общественного мнения, но и проделывал все это с неким вызовом, совершенно унижая презрением свою бедную жену.

Его сын Иоганн Штраус-младший лелеял мечту когда-нибудь подняться выше отца. Но верный прагматическим веяниям эпохи Иоганн Штраус-отец запретил старшему сыну заниматься музыкой! Он мечтал пустить его по коммерческой части. Застав как-то своего первенца со скрипкой в руках, Штраус-старший запер ее в сундук. Тогда мать купила маленькому Иоганну новую скрипку, и занимался музыкой мальчик тайком.

Позднее, официально он числился в Политехническом училище, однако, зарабатывая деньги преподаванием игры на фортепьяно, он отдавал их за уроки игры на скрипке. Попытки же родителей пристроить его к банковскому делу успеха не имели. Наконец, в девятнадцать лет Иоганн Штраус-сын собрал небольшой ансамбль и получил в венском магистрате официальное право зарабатывать на жизнь дирижированием.

Наверное, некоторые чиновники интриганы потирали руки, выдавая ему лицензию. Они предвкушали скандал. В самом деле, объявленный на 15 октября 1844 года концерт Иоганна Штрауса-сына вызвал в венском обществе бурю споров и сплетен. Как! Сын смеет вступать в конкуренцию с отцом, признанным мэтром жанра! Больше всего был возмущен сам «пострадавший»: сын прислал ему ко всему прочему и письмо, полное явных упреков: «Дорогой отец, я полностью отдаю себе отчет в том, что в качестве преданного сына, искренне почитающего как отца, так и мать, мне невозможно принять участие в ваших так печально сложившихся взаимоотношениях, приведших к глубокому противоречию мои чувства сыновней любви и благодарности. Вот почему я решил воспользоваться талантом, развитием которого я обязан моей матери, находящейся в данное время без поддержки и средств к существованию, чтобы отблагодарить ее в меру моих скромных возможностей…»

Борьба за выживание

Дебют Иоганна-младшего в качестве капельмейстера и композитора состоялся в знаменитом казино в предместье Вены. Публичное выступление молодого Штрауса с собственным оркестром стало для венской публики настоящей сенсацией. Само собой разумеется, что все увидели в честолюбивом сыне конкурента отцу. На следующее утро газеты написали: «Добрый вечер, Штраус-отец! Доброе утро, Штраус-сын!» Отцу же в ту пору было всего лишь сорок лет, и поступок сына привел его в ярость. Вскоре для сына, еще упивавшегося своим триумфом, начались жестокие будни – борьба за выживание.

Наступила пора бешеного успеха и бешеной работы. По обычаям того времени на каждый бал руководитель оркестра должен был приносить новое сочинение! Если учесть, что приглашения сыпались практически ежедневно, то можно себе представить, почему Штраус-сын писал на салфетках, манжетах и простынях. Еще удивительнее было то, что качество его произведений при этом поточном методе только возрастало. Старшего Иоганна это вовсе не радовало, он ни с кем не хотел делить свою славу. Надежды у него оставались лишь на то, что его сын не выдержит нагрузки. А она была неимоверной: репетиции, концерты, гастроли, сочинение все новой музыки, руководство оркестром и финансовые дела, со всем этим связанные. В 28 лет Иоганн Штраус-сын слег от переутомления. И тогда его поддержали братья: Йозеф и Эдуард. Собственно, они-то как раз не собирались становиться музыкантами. Йозеф был прекрасным инженером, Эдуард планировал стать дипломатом. Но болезнь брата заставила их встать за дирижерский пульт и… по традиции предложить публике сочине
ния собственного производства.

Удивительно, но им сопутствовал успех! Вальсы Йозефа более меланхоличны и полны тонкой грации, польки и галопы Эдуарда стильны и милы. Теперь венцы даже не спрашивали, какой из братьев Штраус автор той или иной вещи. Нередко новые ноты так и выпускались под общей семейной вывеской.

В стане сторонников монархии

Штраус-отец по-прежнему играл на светских балах и при дворе, на долю же сына во всей Вене оставалось лишь два небольших заведения – казино и кафе. К тому же, отец затеял бракоразводный процесс со своей первой женой; история эта на все лады смаковалась прессой, и обиженный сын не удержался от публичных нападок на отца. Тот же, пользуясь своими связями, выиграл судебный процесс, лишив первую свою семью прав на наследство и оставив ее без средств к существованию. Победил отец и на концертных подмостках, и оркестр сына влачил довольно жалкое существование. К тому же у венской полиции младший Штраус был на плохом счету, имея репутацию человека легкомысленного, безнравственного и расточительного.

Но свою карьеру Штраус-старший кончает довольно странно. Разражается революция 1848 года, Иоганн оказывается в немногочисленном стане сторонников монархии Габсбургов и пишет знаменитый «Марш Радецкого». Граф Радецкий стал одним из душителей революции в Вене — вот его-то и прославил Штраус-отец. Однако марш оказался таким зажигательным, что его до сих пор танцуют венцы на всех балах. Он стал почти неофициальным гимном Австрии.

Штраус-отец продолжал ездить со своим оркестром на гастроли в Германию, Бельгию и Англию, и поездки сильно утомляли его. Все это привело к тому, что 25 сентября 1849 года в возрасте всего 45 лет он скончался. Его провожает вся Вена, на время похорон позабыв о политических дрязгах.

Вена неожиданно потеряла талантливого композитора, впрочем, боль потери заглушили мелодии его наследника. Знаменитый оркестр Штрауса-отца без лишних разговоров избрал Штрауса-сына своим дирижером, и почти все увеселительные заведения столицы возобновили с ним свои контракты. Проявляя недюжинные дипломатические способности, зная, как польстить сильным мира сего, Штраус-сын вскоре стремительно пошел в гору. Он был признан во всем музыкальном мире, однако продолжал работать в лихорадочном темпе и с огромным напряжением. Успех и слава так и не избавили его от страха, что однажды муза покинет его, и он больше ничего не сможет написать. Этот человек был вечно недоволен собой и полон сомнений.

Он несколько раз был в браке, пережил как триумфы, так и падения, все время искал новые пути для раскрытия своего таланта. Но под конец жизни его карьера начала катиться по нисходящей. Последние годы жизни Штраус-младший провел уединенно, прятался в своем особняке, где время от времени гонял с друзьями биллиардные шары. Последнее выступление Штрауса оказалось для него роковым — он простудился и заболел. Началось воспаление легких. 30 июня 1899 года Штраус умер. Как когда-то его отцу, Вена устроила ему грандиозные похороны. Прошли годы, и образы двух Иоганнов смешались даже в умах профессионалов в музыке. И сейчас порой возникает путаница, какое же из произведений которому из Штраусов принадлежит. Но титул Короля вальсов принадлежит им обоим.

Подготовила Лина Лисицына
По материалам People’s History, «Иоганн Штраус — о творчестве отца и сына»

Поделиться.

Комментарии закрыты