Автор «Идеальных незнакомцев» Паоло Дженовезе — о своем новом фильме «Место встречи», роли импровизации на съемочной площадке, влиянии количества сценаристов на сюжет и борьбе со зрительской скукой.
Сюжет нового фильма строится на том, что в простое кафе приходят самые разные люди, чтобы поговорить с человеком, который дает им самые различные задания (от убийства или изнасилования до перевода старушек через дорогу или защиты ребенка) в обмен на их личное счастье. Журналисты встретились со сценаристом и режиссером и поговорили с ним о его фирменном стиле экранного повествования.
Никакой импровизации
— Кажется, ваши фильмы состоят из маленьких частных историй жизни отдельных людей или семейных пар, которые переплетаются, создавая таким образом единый сюжет.
— Вы говорите сейчас обо всех моих фильмах или о последних?
— О последних, конечно. В первую очередь, об «Идеальных незнакомцах» и «Месте встречи».
— Я бы не стал объединять или сравнивать эти два фильма. Они коренным образом отличаются друг от друга. «Идеальные незнакомцы» — это история о друзьях, семьях, чьи судьбы переплетаются. Поэтому в этом фильме подход к повествованию очень близок к реализму. В «Месте встречи» своеобразным образом сталкиваются истории отдельных людей. Это да, это вы верно подметили, но здесь уже по-другому ведется изложение событий, оно далеко от реализма. Но по духу «Место встречи» все же близок к предыдущему фильму.
— В «Идеальных незнакомцах» сценарий писала целая группа людей, в «Месте встречи» — два или три человека. Расскажите, каково это — писать сценарий вместе с целым коллективом?
— На предыдущем фильме я работал с четырьмя сценаристами. На последнем — только с одним. Число сценаристов сильно зависит от историй. Во время работы над «Идеальными незнакомцами» каждый из драматургов привносил частичку своего опыта. Сюжет крутится вокруг мобильных телефонов главных героев и дает возможность с тысячи различных точек зрения рассмотреть одно и то же событие, которое сильно повлияло на их жизнь. Мы можем оценить влияние каждого сценариста на происходящее, это и есть тот принцип, на котором построен фильм.
— У вас шикарные актеры, даже на вторых и третьих ролях. Как вы с ними работаете?
— Первое условие, которое я даю актерам, — строго придерживаться сценария, потому что я прорабатываю каждое слово. Каждая запятая имеет значение. Я хочу, чтобы актеры сыграли ровно то, что я желал бы увидеть в конечном итоге.
— И никаких импровизаций?
— Сначала мы стараемся сделать так, как я это вижу. И как только мы снимаем этот дубль, я могу позволить актерам задействовать их творческое начало, поимпровизировать, сделать альтернативные варианты, выслушиваю их предложения. Если есть какой-то интересный момент, то я могу задействовать его в конечном монтаже. Например, на «Месте встречи» один из актеров в шутку поджёг листок бумаги в пепельнице. Мне понравился этот кадр, мы сняли дубль и вставили его в конечную сцену, но, кроме этого, ничего, что бы отходило от моего режиссерского плана, не было.
— В «Месте встречи» очень много диалогов с разными людьми. Каким образом вы сделали так, что это не смотрится скучно и однообразно?
— Какого-то строгого рецепта успеха не существует. Если от этих диалогов не скучает сам режиссер, то и зрителю не будет скучно это смотреть.
— То есть, вы не выделяли каждого героя цветом, ракурсом, нестандартными «восьмерками»?
— Конечно же, для каждой сцены я выбирал определенный ракурс, световую схему. Но если вы читаете сценарий, вам должен быть интересен сюжет, вы не должны засыпать во время чтения. Все остальное — это уже потом, это уже следующий шаг.
Дорога в Голливуд
Паоло Дженовезе родился 20 августа 1966 года в Риме. В университете изучал экономику. Работал в рекламном бизнесе, снял более трехсот рекламных роликов, завоевав множество наград в Италии и за рубежом. В 2003 году профессиональным жюри, в которое входили представители ведущих рекламных агентств, был признан лучшим рекламным режиссером. Преподавал «Аудиовизуальную технику коммуникаций» в Европейском Университете дизайна и «Технику рекламы» в школе Telecom Italia. Как режиссер полнометражного кино дебютировал в 2002 году, сняв вместе Лукой Миньеро ленту «Неаполитанское обаяние». В сотрудничестве с Миньеро также создал «На автоответчике нет сообщений». Начиная с 2010 года, самостоятельно снимает по собственным сценариям целый ряд фильмов с рекордными для Италии кассовыми сборами.
Его трагикомедия «Идеальные незнакомцы» была признана итальянской Академией кинематографии лучшим итальянским фильмом прошлого года (лента получила «Давида» в категориях «Лучший фильм» и «Лучший сценарий»). В картине не было звёзд, она покорила публику простой идеей – друзья решают в течение вечера читать вслух все приходящие на телефон сообщения и включать громкую связь во время ответа на звонки. Сейчас на режиссёра обратили внимание в Голливуде. Следующий его фильм будет на английском языке с американскими актёрами.
Родион Чемонин,
TvKinoradio.ru