В юности не собирался на сцену, но гены взяли свое
На счету артиста уже масса ролей в кино и театре, но останавливаться на достигнутом он не собирается.
«Я не имею права на позорные работы»
Ему посчастливилось родиться в семье, которая прославилась двумя поколениями артистов. Дедушка Евгений Федоров играл на сцене знаменитых театров, его единоутробный младший брат Александр Збруев – звезда кино. Актером был и отец мальчика – Петр Евгеньевич Федоров. Зрители запомнили артиста по картине режиссера Игоря Таланкина «Звездопад». Позже Петр Евгеньевич вел популярные детские передачи и стал организатором Рериховского общества.
После развода родителей Петя отправился вместе с матерью на Алтай, где и рос до 14 лет в одной из деревень живописной Уймонской степи. Был хулиганистым парнем и с удовольствием вместе с ровесниками отправлялся в соседские сады за яблоками. Но когда подростку исполнилось 14 лет, мама решила вернуться в столицу. Вскоре Петр пошел в 8 класс в московскую школу. Мальчик отлично рисовал и даже задумывался о поступлении в академию имени Строганова.
Планы изменила смерть отца в марте 1999 года. Петр Евгеньевич скончался от рака в 40-летнем возрасте. Это печальное событие подтолкнуло сына пойти по стопам папы: «Я узнал, что он незадолго до смерти на меня, старшеклассника, можно сказать, положил глаз. Ему показалось, что мне стоило бы пойти в театральный. На его поминках ко мне подошла какая-то бабушка — как я потом узнал, это была актриса театра Вахтангова Галина Львовна Коновалова, — и поинтересовалась, чем я занимаюсь. Я ответил, что собираюсь поступать в Строгановку или Суриковское. “А почему ты не у нас?” — спросила она. Я растерялся».
Летом того же года Петр Федоров поступил в Театральный институт имени Бориса Щукина. Нельзя сказать, что экзамены Петр сдал блестяще, ведь парень никогда не готовился стать артистом. К счастью, в приемной комиссии на тот момент оказался Павел Любимцев, разглядевший в скромном абитуриенте потенциал и проблески таланта. Юного Петра Федорова зачислили на курс Родиона Овчинникова. В 2003 году начинающему артисту вручили диплом о высшем театральном образовании.
Он всегда тщательно отбирал проекты, где собирался участвовать: «Я не имею права на позорные работы. Каждый из нас проходит через взросление. Мои жизненные обстоятельства сложились так, что я не мог до последнего момента предполагать, что стану актером. Я был в других местах, учился другим вещам, у меня были другие интересы. Но, так скажем, что некий зарок связал меня с тем, что я оказался на пути обучения актерству. Раньше я совсем не понимал, что такое гены. Но так оказалось, что я уже в третьем поколении актер. И это большая ответственность, никто из моих родных людей не занимался этой профессией посредственно. Эти люди, прежде всего, относятся к поколению великих, они все очень сильные личности. И мы все поддерживаем друг друга».
«Меня раздражают картонные персонажи»
Одной из первых «визитных карточек» актёра многие считают роль заядлого гуляки Данилы из молодежного сериала «Клуб». В своё время сериал обеспечил каналу MTV достаточную популярность, в главных ролях в четырех сезонах играли Настя Задорожная и Пётр Фёдоров. «Тогда на меня обрушилась слава, — вспоминает актер. — Сначала меня пугало такое пристальное внимание, потом начало раздражать. Помню, я поссорился с девушкой, у меня было ужасное настроение, и тут ко мне подходит человек с просьбой сфотографироваться. Я его прогнал. Человек был шокирован – он ведь не знал всех обстоятельств. Мне тогда стало так стыдно. И я понял, что не имею права отказывать в фотографии. Люди мне доверяют. Очень это ценю».
В 2008 году Пётр появился в образе положительного героя в фантастическом боевике «Необитаемый остров». Затем был вором в «Охотниках за бриллиантами», снялся в романтических комедиях «Ёлки», «Мамы», «Мужчина с гарантией» и «Вы все меня бесите». Во время съемок ленты «Фобос. Клуб страха», которые проходили в Эстонии, артист неожиданно нашел нескольких родственников. А в 2011 вышел фильм «ПираМММида», где Федоров сыграл главного героя – вундеркинда Антона. Затем американский режиссер Крис Горак пригласил актера на роль в проекте «Фантом». В то же время на экраны вышла приключенческая лента «Беглецы», снятая по мотивам повести сибирского писателя Глеба Пакулова «Ведьмин ключ». Здесь Федоров сыграл с Елизаветой Боярской. Съемки проходили в тайге и Алтайских горах.
«Обычно я делаю две-три работы в год, не больше. Попадаю в талантливые режиссерские руки. Те, в которых становишься податливым инструментом, прыгаешь в тандеме, не вдаваясь в подробности, зачем, почему и когда приземлишься. Такие руки — у Мизгирёва, Хомерики, Буслова. Талантливый режиссер не обязательно должен быть старше, но рядом с ним чувствуешь себя мальчишкой. Кино построено на иерархии, и это дисциплинирует. Должен быть кто-то, кто поведет нас, “мальчишек”, за собой. Когда режиссер лишается авторитета, это равносильно тому, что мнение родителей перестает быть значимым для ребенка».
В фильме «Территория» — о геологах, по роману Олега Куваева, — Петр сыграл бывшего танкиста-испытателя, только что вернувшегося с войны. «Мой герой молод, весел душой, но создает впечатление прожившего не одну жизнь человека. Его судьба по сценарию трагична. Но, зато, связана с женщиной. Трактором я учился управлять сам, так же как и играть на баяне, петь песни – очень хотел все делать самостоятельно. Мы старались не испортить сильную драматургию книги Куваева. Очень хочется, чтобы молодежь посмотрела наш фильм, так как для многих и война уже — миф, что же говорить об остальном…» Фильм, как и книга, основан на реальных событиях и повествует об открытии грандиозного месторождения золота на Крайнем Северо-Востоке. «Куваев написал книгу о страсти человека к своему делу, одержимости, связанной с трудом, долгом, честью, достоинством. И о людях, которые ставят работу превыше всего. В хорошем смысле слова — настоящую, большую работу», — говорит режиссёр фильма Александр Мельник. Съемки проходили на плато Путорана, в Москве и на Чукотке – в бухте Провидения.
Важным проектом для Петра стал мистический триллер «Дуэлянт», где его герой, отставной офицер, стреляется за деньги на дуэлях, по договоренности представляя одного из противников: «Яковлев – очень интересная роль. Но это заслуга не моя, а режиссера Алексея Мизгирёва. Актёр – инструмент в руках режиссёра, краска, которой художник пишет свою картину. Алексей умеет со всеми работать, даже с массовкой. Меня всегда раздражают эти картонные персонажи, которые не понимают, что они делают в кадре. Когда ты видишь, как незнакомые друг с другом люди молча идут под руку в неизвестном им направлении, это сразу разрушает всю магию кино. Мизгирёв вернул вкус к профессии многим, кто поработал с ним. Мне он тоже напомнил, что я тут делаю. Надеюсь, вскоре появятся новые Мизгирёвы, а “Дуэлянт” не останется единственным островом в океане надежд. Хочется проектов того же уровня».
Ради роли Яковлева Фёдорову пришлось похудеть на 15 кг, «приклеить» нос, надеть линзы и вытерпеть съёмки в ледяной воде за Полярным кругом. «Ломать себя нужно всегда. И это правильно. Зритель ждёт, что на экране всё будет по-настоящему. Эти супергерои, мужики в лосинах больше не котируются. Теперь, если ты снимаешь фильм про Эверест, ты тащишь камеру на Эверест. Поэтому и приходится делать всё по-настоящему, — говорит Фёдоров. — Думаю, у нас получилась такая жанровая история с документальным существованием актёров. Многое снималось одним кадром, поэтому надо было быть готовыми ко многому. У нас всё по-настоящему. Если человек получает по голове прикладом, то это тоже по-настоящему. У нас настоящий Петербург, кареты, лошади, пистолеты. Мы перекрывали настоящие улицы, за что нас, наверное, люто ненавидели горожане. Каждый съёмочный день начинался с того, что покрывали улицы торфом. Кстати, мы даже перекрыли Дворцовую площадь! Вероятно, это был единственный день, когда китайцы не могли там фотографировать. Мне иногда кажется, что они там рождаются: во сколько ни придёшь, они всегда там».
«Не хочу превратиться в музей имени себя»
После выхода фильма многие хвалили игру Фёдорова, говорили, что у него теперь будет ещё больше поклонниц. Но сам артист повторяет: «Не я крутой, а мой герой. Многие актёры об этом забывают, а я нет. Им начинает казаться, что на съёмочной площадке их кормят в первую очередь потому, что они крутые, но на самом деле заботятся не о них, а о деньгах. Потому что актёр – лицо фильма. Часто в контракте прописывается, что актёр не может рисковать своей жизнью. Например, не может ездить на мотоцикле во время съёмок. Поэтому меня всегда удивляет, каким образом артисты участвуют в проектах вроде “Танцы на льду”, где можно сломать руки и ноги. Я всегда стараюсь напоминать себе, когда прихожу на новый проект, что до моего появления над ним уже трудились годами люди, и теперь всё зависит от меня: я могу как вдохнуть жизнь в фильм, так и уничтожить его на корню».
Он занимается не только кино, но и музыкой, у него своя группа Race to Space: «Я очень люблю свою группу, это моё второе «я». Наши тексты на английском, как и у многих наших молодых талантливых музыкантов. В детстве мы все слушали западную музыку, среди нашей эстрады авторитетов не было, при всём уважении к Алле Борисовне Пугачёвой. Наше культурное детство украли, и чужая музыка – это всё, что нам оставалось».
Игра в группе позволяет сделать перерыв, накопить энергию, вновь услышать себя, побыть среди людей: «Мы же кино тоже делаем про человека и для человека. Дело даже не только в усталости, а в том, что актёр не должен всё время работать. Я вам больше скажу: порой не работать ещё сложнее, чем работать. Многие актёры совершают эту ошибку – зарываются в проектах и превращаются в музей имени себя, а мне этого совсем не хочется».
Своим вдохновением он много лет называл модель Анастасию Иванову, с которой познакомился еще в 2003 году в общей компании. Девушка привлекла его внимание розовыми «валенками»-угги. Федоров быстро выяснил, что за гламурной внешностью скрывается интересная личность. Отношения складывались на расстоянии: Анастасии приходилось уезжать по работе то в Нью-Йорк, то в Париж, то в Милан. Да и Петру дома не сидится. «Я даже для своей семьи сомнительный родственничек, конечно! Только дай повод выскочить в киноэкспедицию. Не знаю, как меня терпят, – шутит Петр. – Но если серьезно, семья – мой фундамент. Я фанат своей профессии, но в каком-то смысле за качество работы отвечает мое спокойствие за близких. Особенно когда уезжаешь надолго, что в моей жизни происходит довольно часто».
А вот любовь разлук не выдержала. И на нынешний День святого Валентина Федоров преподнес общественности сюрприз. Петр опубликовал в личном блоге фотографию с совсем другой девушкой. Характер отношений не вызывает сомнений: пара путешествует по Шри-Ланке вдвоем, а еще Петр нежно целует и обнимает млеющую от счастья красавицу. Несмотря на то, что Федоров не отметил любимую на фото, от фанаток правды не утаить. Они быстро признали в девушке участницу шоу четвертого сезона «Топ-модель по-русски» Анну Соколову. Модель на 10 лет младше актера, но разница в возрасте им совершенно не мешает. И, похоже, Анна сумела вылечить все душевные раны артиста после расставания с Анастасией.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам Metronews.ru, 24smi.org, Okultureno.ru, okberdsk.ru