Симпатичную учительницу пения, под аккомпанемент которой Электроник-Сыроежкин спел знаменитые «Крылатые качели», помнят многие. А вот о непростой судьбе, в которой словно на качелях стремительно менялись карьерные взлеты и болезненные падения Розы Макагоновой, знают немногие.
«Всему конец. Счастью. Кино. Спектаклю»
Популярность свалилась на нее после роли Веры в фильме ее первого мужа, Владимира Басова, «Школа мужества». В творческой судьбе актрисы около 50 картин: «Алеша Птицын вырабатывает характер», «Миргород и его обитатели», «Предлагаю руку и сердце», «Выкуп» и другие. Казалось, что такая обаятельная и талантливая актриса могла стать настоящей звездой. Но ее мечты о большом кино и долгожданном материнстве подкосила болезнь, преследовавшая всю жизнь.
Роза Макагонова родилась в Самаре 28 октября 1927 года. С юных лет обожала стихи и с радостью соглашалась, когда ей предлагали поучаствовать в школьном вечере. Она самозабвенно декламировала, представляя себя актрисой в театре. «Cколько помню, Роза всегда тянулась к сцене, — вспоминала ее подруга Екатерина Федоровна Лапина. — Ей было 14 лет, когда началась война. Тогда в домах культуры не было отопления, и она, как отважная и настоящая артистка, выходила выступать в юбочке и кофточке. Было видно, как ее ноги дрожали от холода, но она не сдавалась. После уроков мчалась в госпиталь к раненым, где помогала медсестрам и всех старалась приободрить своей улыбкой. Как-то Роза обмолвилась, что именно в ее улыбке многие искали долгожданного спасения. В ней было что-то неуловимое, что так притягивало людей».
Макагонова с детства знала, что станет артисткой. После школы она отправилась из родной Самары в Москву и успешно поступила во ВГИК на курс Сергея Юткевича и Михаила Ромма. Как-то возвращаясь вечером домой, она раскашлялась: «В день рождения репетиция затягивается допоздна. Выйдя из метро, иду пешком до дома. Конец октября. Холодно. Сыро. Останавливаюсь, чтобы откашляться. Вдруг рот наполняется чем-то теплым, соленым. Весь платок в крови. Руки и ноги слабеют от страха. Прислоняюсь спиной к какой-то изгороди и плачу. Я понимаю, что это туберкулез (вот оно, военное детство). Всему конец. Счастью. Кино. Спектаклю». Доктора успокаивали, и Роза смогла взять себя в руки.
Именно в институте она познакомилась со своим будущим супругом, Владимиром Басовым. Тот увлекся не на шуточку, а вот у Розы сильного чувства не было. Она отвечала лаской и заботой. В 1950 году они поженились. Муж снимал ее практически в каждой своей картине. Они были прекрасной парой в кинематографе, можно сказать, даже образцовой. Все ждали, когда появятся дети, но этого так и не произошло. Причиной тому стал туберкулез Розы. Она говорила, что перенесенная болезнь может отразиться на малыше, поэтому не хотела рожать.
На Фатееву не сердилась
Их отношения с Басовым начали угасать, он жаловался, что ему не хватает внимания, любви, обычного домашнего тепла, детей. Владимир не выдержал и ушел к Наталье Фатеевой, с которой познакомился на съемках фильма «Случай на шахте восемь». Расстались по обоюдному согласию. И все же не обошлось без скандала. Когда муж собрал нехитрые пожитки, Роза кинула ему вслед раскладушку. Басов подумал, да и прихватил ее с собой.
«Наташа Фатеева была красоты необычайной, что тут поделаешь, — говорила актриса Нина Крачковская, золовка знаменитой Натальи Крачковской. — Именно я Фатееву привела во ВГИК, после того как мы с ней познакомились. Наташа училась в Харькове в театральном, на радио работала, снималась в кино. Но поддалась на мои уговоры переехать в Москву. Кто же знал, что именно Фатеева разобьет семью Басова и Макагоновой? Розочка, конечно, попроще своей соперницы была. Более домашняя, скромная. Немудрено, что после развода ее карьера пошла на спад».
Желтая пресса пишет, что Макагонова прокляла свою соперницу, которая теперь страдает от болезней. Несколько лет назад Фатеева поскользнулась и неудачно упала. Она повредила тазобедренный сустав и перенесла несколько операций, хотя врачи не рекомендуют людям в возрасте делать операции из-за артроза. Теперь актриса с трудом передвигается по квартире, так как после травмы ей пришлось учиться заново ходить.
Однако подруги Розы всегда говорили, что на Фатееву она не сердилась. Для актрисы важней была ее карьера. Вот только отступившая было болезнь стала проявляться с новой силой. «Будучи студенткой, Макагонова дебютировала в кино, в драме Александра Столпера “Далеко от Москвы”, где сыграла школьницу. Затем, после детской картины Анатолия Граника “Алеша Птицын вырабатывает характер”, на нее буквально обрушились новые предложения. Роза была нарасхват и не верила своему, как она говорила, “кинематографическому счастью”. Она все время твердила: “Наконец-то! Наконец-то!” Мол, пришел звездный час, — рассказывала Лапина. — Роза полностью отдавала себя профессии, а ей надо было поберечь себя из-за слабого здоровья. После съемок в фильме “Шестнадцатая весна” ей стало значительно хуже». В 1962 году Роза Макагонова сыграла в этой молодежной картине одну из главных ролей, после чего оставила кинематограф более чем на десять лет. Причиной тому вновь стал туберкулез. Частые съёмки и длительные командировки вызвали обострение болезни. Как-то Роза в сердцах заявила, что туберкулез перечеркнул всю ее жизнь. Но она была очень сильна внутренне, не растерялась и стала озвучивать мультфильмы «Наргис», «Чьи в лесу шишки?», «Русалочка», «Как ослик счастье искал».
Её постоянно навещали подруги детства и Николай Крючков. «Огромную помощь в ее лечении оказывал актер Николай Крючков, – вспоминала школьная подруга актрисы Евгения Люхина, которая дружила с Розой Макагоновой всю жизнь. – Он успокаивал ее, поддерживал, приносил ей лечебный мед, даже какое-то народное средство, сделанное из сала». Тогда уже появилось эффективное лекарство против чахотки – стрептомицин. В Институте туберкулеза артистку принялись интенсивно лечить. Розе предоставили возможность жить постоянно в этом медицинском учреждении.
«Роза искала в мужчинах именно первого супруга»
В 1973 году Макагонова после долгого перерыва вновь снялась в кино. В комедии Константина Воинова «Дача» она сыграла Лену. Кстати, в этой же картине снялся и бывший муж Розы Ивановны – Владимир Басов. Однако полноценное возвращение Макагоновой в кинематограф произошло лишь в конце 70-х. Она сыграла одну из главных ролей в мелодраме Александра Панкратова-Чёрного «Взрослый сын», затем появилась в образе учительницы пения в детском фантастическом фильме «Приключения Электроника».
Именно 80-е годы актриса называла самыми счастливыми и яркими в своей кинематографической судьбе. В экранизации гоголевских повестей «Миргород и его обитатели» она сыграла тётушку Пульхерию Ивановну, а в мелодраме «Предлагаю руку и сердце» сваху. Очень интересный и неожиданный персонаж актрисы в боевике Александра Гордона «Выкуп». Зрители увидели ее в образе старой наркокурьерши. В этот период актриса периодически принимала участие в озвучании мультфильмов и в дублировании на русский язык иностранных фильмов, среди которых «Анжелика — маркиза ангелов», «Анжелика и король», «Дьявол и десять заповедей», «Генералы песчаных карьеров», «Вечная сказка любви», «Лекарство от любви» и многие другие. Последней работой стала роль бабушки в детективной комедии Николая Чирука «Ваши пальцы пахнут ладаном».
Екатерина Лапина призналась, что актриса не страдала из-за недостатка любви: «Для Розы на первом месте была карьера. Но от судьбы, как говорится, не уйдешь. Она встретила чиновника, за которого вышла замуж. Позже поняла, что ему были интересны только деньги. Тех любви и нежности, которые были у нее с Басовым, она в этом браке не нашла. Через семь лет они разошлись. Наверное, подсознательно Роза искала в мужчинах именно первого супруга. Когда Басов был уже при смерти (он перенес два инсульта), она каждый день приходила к нему в больницу, подолгу сидела у него. Каждый день ее глаза были на мокром месте: еще чуть-чуть — и она расплачется. Считала, что в их расставании не было ничьей вины, просто так сложилась судьба».
«Конечно, ей больно было сверху вниз слететь, — говорила Нина Агапова. — В 80-е годы Розочка снова очень сильно разболелась. Тогда ей как раз дали квартиру, она завела кота. Это был огромный и вальяжный красавец. Всю свою нерастраченную любовь она к этому животному изливала. Даже в больницу отказывалась ложиться, потому что питомца не с кем было оставить. В последние годы ее жизни мы особо не общались, у каждого своя жизнь, свои болячки».
При своей популярности актриса старалась быть незаметной. Не любила больших сборищ и шумихи. «В последние годы Роза писала стихи, воспоминания. Например, к 100-летию кинематографа она написала замечательную статью о Леониде Быкове, с которым снималась в фильме “Судьба Марины”. На все имела свою точку зрения. И убедить её в обратном было почти невозможно», — рассказывала Евгения Люхина. Сильнейшим ударом для Розы стала и смерть Крючкова. Он был для нее родным – отцом, другом, коллегой, который не оставил в трудную минуту. Актриса считала своим долгом рассказать как можно больше о нем. В память написала статью в журнал «Нива России»: «Милый Николай Афанасьевич. Я так хочу, чтобы этот мой рассказ хоть одним глазом прочитал Господь». Статья уже была готова, когда смерть забрала и ее.
Розы не стало 18 апреля 1995 года. «Меня не было рядом в этот момент, — рассказывала Лапина. — Знаю, что она себя плохо чувствовала в последнее время, звонила и говорила, что устала и ей как-то не по себе. Я чувствовала, что она угасает. Роза не смогла перенести инфаркт. За свою недолгую жизнь она оставила после себя около пятидесяти картин. Уверена, что могла бы и больше».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам sb.by, Peoples.ru, 1001material.ru