Валдис Пельш хорошо знаком телезрителям по развлекательным телевизионным программам и викторинам как яркий и самобытный шоумен. Но многие уже познакомились с ним как с талантливым документалистом и настоящим экспертом истории авиации.
В 2015 году состоялась премьера его четырехсерийного документального фильма под названием «Люди, сделавшие Землю круглой», посвященного сверхдальним трансполярным перелетам экипажей Валерия Чкалова и Михаила Громова. В канун 50-летия телеведущий презентовал новую масштабную картину «Полярное братство», посвященную сотрудничеству летчиков в Заполярье осенью 1941 года.
Валдис, ваша любовь к теме авиации, к парашютному спорту известна вашим поклонникам давно. Но все же на телевидении мы привыкли видеть вас в жанре развлекательном. Что привело вас в документалистику?
Валдис Пельш: Я уже не раз говорил, что всему виной мое философское образование. У меня особое отношение к истории, и мне всегда хотелось этим отношением поделиться. Авиация — моя детская любовь, но желание делать кино, выбор сюжетов для наших картин прежде всего зависит от значения того или иного исторического события. Мои картины — не только про авиацию. Как автор я понимаю, что если это будет неинтересно зрителю с точки зрения фактуры, событийности и людских историй, то и смотреть это не будут, стало быть и снимать нечего. В моих картинах затронуты темы, которые могут зацепить любого человека, потому что прежде всего это истории людей.
И что говорят рейтинги?
Валдис Пельш: Те, кто думает, что документальное кино сегодня не востребовано, глубоко ошибаются. Я действительно наблюдал за рейтингами линейки документального кино — хорошего документального кино — и понял, что людям это интересно нередко даже больше, чем сериалы или художественные картины. Поэтому я буду продолжать, впереди три фильма, которые уже находятся в производстве, и с авиацией они не связаны. Что касается авиационной темы, пока у нас есть картины «Берлин 41-го. Долетали сильнейшие», «Полярное братство», «Люди, сделавшие Землю круглой».
Расскажите о картине «Полярное братство».
Валдис Пельш: Это большое кино о маленьком эпизоде войны. Об обороне Мурманска. История о дружбе, героизме и взаимовыручке 400 британцев: летчиков, инженеров, техников и прочих военных специалистов 151-го авиакрыла Королевских ВВС, которые были отправлены Черчиллем, чтобы помогать нам. 20-летние парни привезли нам знаменитые британские истребители «харрикейны» и в рамках операции «Бенедикт» учили летать на своих самолетах. Мы разыскали свидетелей тех событий — двух британских летчиков и одного инженера-техника, интервью и рассказы которых из первых уст вы сможете также увидеть в нашем фильме.
Как вы их нашли, легко ли они согласились на съемки?
Валдис Пельш: Их нашла продюсер Елена Потанина. Она связывалась с представителями ВВС Великобритании. Их помнят и чтут и в Великобритании. 31 августа в Архангельске проходили памятные мероприятия по случаю 75-й годовщины прихода первого конвоя «Дервиш», вместе с которым они и прибыли в 1941 году, Вик Бешфорд был в числе почетных гостей. Тим Элкингтон недавно был принят английской королевой.
Когда мы объяснили, кто мы и зачем, они с радостью согласились на съемки. Эти душевные беседы с «летающими дедушками», как мы их ласково прозвали, — самые трогательные моменты съемок. Вспомнить то, что произошло с тобой в 20 лет, снова пережить все это в памяти. Мы все получили огромное удовольствие. Они были искренни, не было лукавства. Они общались с нами так, как они общались с летчиками 72-го смешанного авиаполка. Честно, дружелюбно, откровенно. Люди, совершившие героические поступки в 20 лет.
Сложно было раскопать столько информации, снимать на секретных объектах?
Валдис Пельш: Самая большая сложность, как обычно, была в поиске финансирования. Все остальное — работа с архивами, хроникой, съемки на секретных объектах «Ваенга-1» и «Ваенга-2» — сложностей не составило. Нам все разрешили, правда, под присмотром, чтобы в кадр не попало то, что не должно попасть. Но об этом я вам рассказывать не буду. У нас остались прекрасные впечатления от съемок в Мурманске и в Англии, где нам разрешили снимать в том самом «Бункере Черчилля» в знаменитом Imperial War Museum.
Я знаю, что в фильме использована потрясающая графика. Кто работал над ней? Что оказалось самым сложным с точки зрения визуализации проекта?
Валдис Пельш: Мы контролировали все этапы, нам помогали специалисты, мы четко отсекали все отклонения. Единственное, и мы это признаем, мы допустили всего две условности. Расстояние между самолетами гораздо меньше, чем в реальном бою, иначе бы мы видели только один самолет, второй был бы размером с жука. Это тонкость визуализации. Второе — мы увеличили дымность очередей примерно на 25 процентов для придания зрелищности. В остальном мы все соблюли, никто из специалистов, глядя картину, не скажет, что у нас в эпизодах 41-го года летает, например, самолет 44-го года выпуска. Мы в этом щепетильны. Те, кто посмотрел картину, сказали, что графика соответствует голливудской, а фильм смотрится на одном дыхании. Посмотрим, что скажет зритель.
Ваша любовь к истории авиации и небу получила продолжение не только на экране, но и в жизни. Вы ведь давно профессионально увлекаетесь парашютным спортом?
Валдис Пельш: Да, меня всегда влекло небо. И в самый свой первый прыжок я почувствовал, как это здорово. Дыхание, воздух, свободное падение. Это были замечательные ощущения. Но постепенно, конечно, приходит навык, появляется подсчет прыжков, наблюдения за техникой. Я уже говорил, что после совершения прыжка вы не становитесь другим человеком, вы лишь приобретаете определенные навыки. Хотя есть те, кто никогда не решится на второй прыжок, все-таки определенная смелость и скажем так, мироощущение, необходимы для этого увлечения.
Анна Щербакова, «Труд»