Он успешно занимается рекламой, написанием сценариев и режиссурой
Шевельков не раз уходил в тень: после грандиозного гардемаринского успеха побывал и клипмейкером, и арт-директором, и романистом, и даже барменом. И все-таки верх взяло киноискусство.
«Я был “в чужом пиру”»
Владимир родился 8 мая 1961 года, в детстве увлекался спортом и не очень много времени уделял учебе, хотя всегда отдавал должное урокам литературы, особенно поэзии. С ранних лет Шевелькова неоднократно приглашали на киностудию для съемок в детских фильмах, но Володя упрямо отказывался, не желая становиться актером.
После школы Шевельков поступает в электротехнический институт. Но там его и настигает судьба. Преподаватель физкультуры порекомендовал симпатичного студента режиссерам киностудии, и Владимир попадает в кинематограф. В 1979 году артист дебютировал в семейной драме «Бабушкин внук». В том же году была роль в комедийном детективе «Приключения принца Флоризеля», а также картина, принесшая актеру популярность. Ею оказалась молодежная драма о первой любви «В моей смерти прошу винить Клаву К.». В электротехническом Шевельков не доучился, позже окончил ВГИК.
Но подлинная слава обрушилась на актера в 1987 году, когда режиссер Светлана Дружинина сняла историко-приключенческий мини-сериал «Гардемарины, вперед!». Статный, высокий (при этом точный рост актера прессе неизвестен) и харизматичный Владимир моментально вошел в списки самых красивых мужчин. Но в продолжениях этого фильма Шевельков сниматься отказался: «Меня не пригласила режиссер картины Светлана Дружинина. У нас с ней не сложились творческие отношения. Я был “в чужом пиру”. Я был не с теми людьми, с которыми хочу провести всю жизнь. Я говорю не об артистах. Кстати, второй и третий фильмы просто провальные, и первый фильм по сравнению с ними, наверное, даже шедевр. С первым фильмом Дружининой как режиссеру реально повезло – хороший сценарий, гениальные актёры Евстигнеев, Абдулов, Стржельчик… Тогда меня еще страшно бесило, когда говорили “гардемарин Шевельков”. Сейчас уже плевать. Мне приятно, что сейчас меня узнают уже как режиссера».
Об этой профессии Владимир задумался еще в 18 лет: «После “Клавы К.” меня пригласил Евгений Татарский сниматься в роли Гарри, дурачка-поклонника героини Елены Соловей в фильме “Приключения принца Флоризеля”. И там я понял, что смогу быть режиссером, потому что способен придумать оправдание образа не для одного себя, а для целой массы людей, понял, что могу конструировать, монтировать и мотивировать. Я на этих съемках был в полном дурмане от общения с Олегом Далем, Михаилом Пуговкиным, Еленой Соловей, Игорем Дмитриевым, Любовью Полищук — да со всеми. Помню, я немного заболел, и все меня лечили, носили апельсины, бананы.
А от звездной болезни меня в то же время вылечил Сергей Филиппов. Мы с ним озвучивали какую-то мелочь, даже названия не помню, и я все время опаздывал в студию, хотя павильон “Принца” был тут же, на “Ленфильме”. Прибегал, гордо докладывал: “Меня задержал Татарский!” А он мне отвечал: “Да хоть сам Монгольский! Взялся — работай!”»
«Актер — это состояние души невесты»
После фильма «Сердца трех-2» Шевельков не снимался десять лет: «Я уже был утомлен профессией. Мне нравилась работа, и мне нравилось, что я в этой работе очень хорошо и уютно себя чувствую, мне нравилась любовь поклонников. Но в какой-то момент, я стал очень известным, прям адски известным! И я понял, что мне вообще это не надо. Не хочу быть обезьяной, вывешенной в форточку. Я пробовал писать стихи, в 1988 полгода работал за стойкой бара в ресторане брата: хотел посмотреть на мир другими глазами. Меня хватило на полгода. А потом открыл первую компанию по производству рекламы».
Только спустя 12 лет зрители смогли снова увидеть Шевелькова на экране. Причем вернулся Владимир в достаточно раскрученном сериале, где сыграл замкнутого и серьезного Павла Иконникова. Теперь он временами также появляется на экранах, однако не считает это главной своей профессией: «Актер — это состояние души невесты. Это означает, что надо все время себя оглаживать, любоваться в зеркало, пшикаться и глядеть в окошко: “Когда же жених-режиссер допрыгнет сюда на лошади и затащит куда-нибудь в кусты”. Сейчас для меня профессия актера — слишком нервная и суетливая. Не хочу быть невестой, и баста. Не нравится себя предлагать и выжидать».
В 1990-х он начал снимать клипы, рекламу, потом были сериалы, теперь фильмы. За эти годы попробовал себя в разных «метрах». «Реклама — это возможность что-то заявить, — говорит Шевельков. — Важно, чтобы она выскочила сразу, привлекла внимание. Сериальное кино — тяжелая работа на износ, испытание. В сериалах очень большая выработка: снимаешь в день не три минуты полезного метража, а семь-девять, это очень много. А бывает, и по 20-30 минут. Например, ситкомы. Это ведь не кино и не театр, скорее, театральная постановка, построенная по определенному принципу. У актеров есть, как мы говорим, пристреленные точки, на которые они выходят и поливают тексты. Роль выучить невозможно, поэтому используются суфлеры и полусуфлеры. Вы же видите, персонажи не плачут, а кривляются, ходят, бродят.
Полнометражное же кино дает возможность начать разговаривать. К нему надо готовиться, думать над ролью, гнуться, искать зерно, подстроиться под персонажа. Это штучный товар, и создавать его всегда проблематично: времени отводится, как на серийное производство, отсюда страшные муки именно с точки зрения физической: нужно все моторить, всех гнать, создавать правильную атмосферу, всех успеть настроить, а не всегда на это есть время. По моему мнению, если хочешь чего-то добиться, нужно каждый раз работать честно, даже в тяжелых условиях.
В работе над сериалами понимаешь, что все время борешься то с кастрюлями, то с соседями, то с детьми, которые хотят есть, с посторонними предметами, воображаемой кухней или столовой, где сидят люди. Нужно сделать так, чтобы происходящее на экране держало зрителя ритмически. Полнометражное кино — совсем другая история. Люди сами пришли и сели в черный кабинет. Они там как привязанные, не отвлекаются на чай, кофе. Хотя, правда, сейчас есть новая традиция — смотреть блокбастеры, жуя попкорн и запивая его газировкой. Мне знакомый рассказывал, он пришел в Нью-Йорке в кинотеатр с яблоком. Когда откусил, все на него посмотрели с большим неодобрением. Хотя сами не просто так сидели, а похрюкивая воздушной кукурузой».
«Экранизировать свои книги не буду»
Мало кто знает, но в его творческом багаже есть и две книги. Они вышли в соавторстве с Владимиром Корневым, чей роман лег в основу фильма, снятого Шевельковым, «О чем говорят французы». «Мы познакомились случайно в аэропорту лет 20 назад, как раз когда он выпустил книгу, разговорились и так подружились. Я его заражаю идеями. Одна из них — написать книгу. Он начал, я сопротивлялся, в итоге вышел исторический роман “Модерн”, через несколько лет – “Последний Иерофант. Роман начала века о его конце”. Думаю, экранизировать их не буду, очень дорогие съемки получатся», — признается Шевельков.
Еще он хорошо играет в футбол. Правда, с возрастом стал более медленным: «Могу быть центральным полузащитником, раздавать пасы, или левым инсайдом, эта позиция мне очень нравится». Кроме того, звезда с удовольствием катается на горных лыжах, а иногда и играет в хоккей. Умение кататься на коньках актер подтвердил во втором сезоне развлекательно-спортивного телешоу «Ледниковый период», в котором выступал вместе с профессиональной фигуристкой Ириной Лобачевой.
В юности у него было множество поклонниц: «Девочки приходили к моим родителям, когда я был на съемках уже других картин. Говорили моей маме: “Мы с Вовой дружим”. Мама приглашала их на кухню, поила чаем. Потом оказывалось, что я ни одну из этих девочек знать не знал. И я ругал маму: “Зачем пускаешь кого попало, гони их в шею!” На что мама отвечала: “Ну, ведь они тоже чьи-то дети, как я их выгоню?” Бывало, когда отдыхал с друзьями в ресторане, подходили здоровенные мужики с синими от наколок руками. Говорили: “С тобой хочет потанцевать моя жена, иди и потанцуй”. Как я реагировал на такие предложения? Когда-то танцевал, когда-то уходил. Кстати, потанцевать и на дискотеке зажечь я и сейчас могу. Были на съемках в Молдавии, пошел в местный клуб. Изо всех сил старался вести себя скромнее. Сам себе говорил: спокойнее, степеннее, ты все-таки отец двоих детей».
Еще в 19 лет он уехал от родителей в Москву. А в 21 год начал подумывать, что, пожалуй, уже устал от женщин. Поэтому призывает всех молодых людей: «Когда встречаете свою первую любовь, то надо понимать — это, скорее всего, не навсегда. В нашей цивилизации люди не имеют права вступать в брак, не имея жизненного опыта».
«Антибизнесмен»
В начале 1990-х годов Владимир Шевельков познакомился с фотомоделью по имени Ирина, с которой счастливо живет до сегодняшнего дня. На момент встречи актер пребывал в сильной депрессии, и именно будущая супруга помогла восстановить моральное состояние актера и режиссера. Влюбленные поженились, когда Владимиру уже исполнился 31 год, а будущей жене актера всего 23.
У пары двое детей: «Сын вообще не хочет заниматься творческой работой. Он спрашивает: “Папа, почему ты так много работаешь, а богатства нет?” Я ему отвечаю: “Сына, да потому, что мы все тратим, а творчеством много не заработаешь”. А вообще я пребываю в некотором ужасе от сегодняшних звезд. Насколько то, что они делают, формально и не обременено внутренней работой! Когда на съемки ко мне приходят молодые артисты, я сразу понимаю, чем они отличаются от нас, 50-летних. Когда нас утверждали на роль, мы сразу же включались в работу, жили своим персонажем, пытались понять его психологию. А для них, наоборот, работа с получением роли заканчивается. Подписали контракт — и все, дальше им уже неинтересно, кого они будут играть. Один интерес — бабки».
Себя Шевельков называет антибизнесменом: «Устаю от своей творческой работы, а от такой тупой задачи, как делать деньги, вообще бы застрелился. Живу в гармонии с самим собой. У меня есть внутренняя проблема, но я с ней справляюсь. Не ожидал, что наступление 50-летия станет для меня шоком. Но понимал, что это надо было пережить, и дальше всё пошло, как по маслу. У меня куча перспектив, все время нахожу в себе силы — слава богу, что они есть».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Труд» (trud.ru), 24smi.org, «Сегодня» (segodnya.ua)