Он верил в вещие сны благодаря отцу, увлекался вязанием и растениями и боялся быть похороненным живьемПортрет Гоголя, сделанный художником Фёдором Моллером в 1840 году. С сайта ru.wikipedia.org
Николай Гоголь, который остается одним из самых загадочных писателей, родился 1 апреля 1809 года. Он умел одновременно быть светлым и мрачным, ироничным и грустным. И всегда – магическим. И жизненный путь, и творчество, и необъясненная смерть писателя окутаны секретами и противоречиями. «Я почитаюсь загадкою для всех, никто не разгадает меня совершенно», — писал Николай Васильевич Гоголь.
Мама рассказала про Вия
Детство мастера фантасмагории прошло в живописном селе Сорочинцы Полтавской губернии. Великий писатель имеет интересную родословную, восходящую к казацкой династии Гоголь-Яновских. Согласно семейному сказанию, дедушка Николая, Афанасий Демьянович Яновский, прибавил к своей фамилии вторую часть, чтобы доказать кровные узы с казацким гетманом Остапом Гоголем, жившим в XVII веке.
Мать Николая Васильевича была женщиной очень набожной. Она верила в сверхъестественное и постоянно рассказывала удивительные истории, приукрашенные выдумками. Некоторые литераторы полагают, что благодаря Марии Ивановне творчество Гоголя наделено фантастикой и мистицизмом. И из-за матери страх перед загробной жизнью у Гоголя укоренился еще в детстве. С этим страхом он не расставался всю жизнь и перенес его в мистическую повесть «Вий».
Впрочем, писатель говорил, что он лишь записал народное предание, не изменив в нем ни единого слова. Однако позже литературоведы и фольклористы не нашли никаких упоминаний о легендах, которые хотя бы отдаленно напоминали сюжет гоголевской повести. Между тем, известно, что Николай Васильевич страдал нервным расстройством — слышал голоса, рассказывающие ему об ужасах загробного мира. Возможно, именно так возник образ кошмарного Вия.
Гоголя радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и Жуковским. Произведения «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Ночь перед Рождеством», «Заколдованное место», приправленные житейским юмором, произвели впечатление на знаменитых поэтов. Поговаривают, что именно Пушкин подсказал идеи сюжетов поэмы «Мертвые души» (1842) и комедии «Ревизор» (1836). В 1835 году Гоголь становится автором сборника «Миргород», куда входят несколько произведений, в том числе «Тарас Бульба». В 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть «Шинель».
Галерея его героев поражает художественной точностью. Одни из них берут взятки борзыми щенками, получают навар с мертвых крепостных и опасаются «значительных лиц». Другие борются с поляками и ради любимой темной ночью, оседлав черта, летят к царице за черевичками. В его книгах много веселого, но между строк мы читаем о «невидимых миру слезах».Иллюстрация к повести Николая Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». С сайта 24smi.org.
«Хитер лукавый!» Сожжение «Мертвых душ»
В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжег рукопись второго тома своего великого романа «Мертвые души». В ту злополучную ночь Гоголь пребывал в особняке графа Александра Толстого. Писатель позвал к себе мальчика-слугу Семена и приказал принести портфель, в котором хранились тетради с продолжением произведения. «Между тем перебирал свои бумаги: некоторые откладывал в портфель, другие обрекал на сожжение. Эти последние велел мальчику связать трубкою и положить в камин. Семен бросился на колени перед ним и слезно убеждал его не жечь их, говоря ему, что он будет сожалеть о них, когда выздоровеет. «Не твое дело!» — отвечал он.
Сам зажег бумаги. Когда обгорели углы, огонь стал потухать. Мальчик обрадовался. Но Николай Васильевич заметил это, велел развязать связку, еще подложить огня и ворочал бумаги до тех пор, пока они не превратились в пепел. В продолжение всего сожжения он крестился. По окончании дела, от изнеможения опустился в кресло.
Мальчик плакал и говорил: «Что вы это сделали?» — «Тебе жаль меня», — сказал ему, обнял его, поцеловал и заплакал сам. Крестясь по-прежнему, возвратился он в спальню, лег на постель и горько заплакал. Поутру рано узнал о происшедшем граф Толстой и пришел к нему. Он сознался ему в том, что сделал, и говорил о том с раскаянием, приписывая это дело влиянию нечистого духа. «Хитер лукавый! — говорил он, — я хотел сжечь одни только ненужные бумаги, и вместо того сжег и нужные». (Письмо С. П. Шевырева М. Н. Синельниковой о последних днях и смерти Н. В. Гоголя, «Русская старина», 1902, №5)
Исследователи до сих пор задаются вопросом: почему Гоголь сжег второй том «Мертвых душ»? Некоторые считают, что причиной стало знакомство писателя с протоиереем Матвеем Константиновским, духовным наставником графа Толстого. Константиновский, отличавшийся резкостью суждений, со временем стал духовником и Гоголя. А когда писатель показал протоиерею свою рукопись, над которой работал 9 лет, то услышал отрицательный отзыв. Возможно, именно жестокие слова священника побудили писателя уничтожить свое творение.
Предполагается, что писатель сжег книгу, будучи в не совсем адекватном состоянии. На следующий день он скажет друзьям, что сделал это, повинуясь велению злого духа. Надо сказать, что примерно за месяц до этого Гоголем овладел неизъяснимый страх смерти, он бросил перо и проводил целые ночи в молитвах. Впрочем, бытует мнение, что таинственных голосов не было, а рукописи писатель сжег случайно, перепутав с другими бумагами.
Ходили слухи и о том, что Николай Васильевич незадолго до смерти приезжал в свое имение и закопал там второй том «Мертвых душ» во дворе. Сделал насыпь — небольшой курган — и сказал крестьянам, что, мол, если будет тяжелый, неурожайный год, то раскопаете, продадите рукопись и будете счастливы. Конечно, эту версию можно назвать совсем фантастической. Но стоит ли отвергать любое, даже самое нереальное предположение, когда речь идет о Гоголе?Леонид Куравлев и Наталья Варлей в фильме «Вий», 1967 год. С сайта 24smi.org.
Любовь, хулиганство, вязальные спицы
Однако было в жизни Гоголя также много забавного и трогательного. Одним из главных увлечений писателя было рукоделие. Возможно, этим хобби писатель обзавелся с легкой руки своих сестриц, но впоследствии он не только не уступал им в мастерстве, но даже шил для девушек некоторые предметы гардероба. Кроме того, Гоголь виртуозно вязал на спицах и вышивал по канве. Хотя в XIX веке отношение к мужскому рукоделию не было предвзятым, Гоголь все же старался не вдаваться в подробности, чему именно посвящает долгие зимние вечера. Однако если внимательно изучить его литературные произведения, можно обнаружить, что в вопросах рукоделия Гоголь разбирался весьма неплохо. В «Мертвых душах» он саркастически описал «подушку, на которой был вышит шерстью рыцарь таким образом, как их всегда вышивают по канве: нос вышел лестницею, а губы четвероугольником».
Гоголь долгое время жил в Риме. Как-то раз, согласно одному историческому анекдоту, в гости к писателю наведался его приятель Михаил Погодин — историк, издатель и журналист. Странное зрелище открылось Погодину: Гоголь стоял у открытого окна и по-хулигански выливал на дорогу помои. Сказать, что гость удивился, — ничего не сказать. Когда же Погодин поинтересовался, с какой целью Гоголь занимается столь странными вещами, писатель ответил: «На счастливого!» По признанию Погодина, он, вспоминания эту историю, с тех пор старался держаться ближе к центру улицы, дабы не попасть в число таких «счастливчиков».
Гоголь ни разу не был женат, да и о его романах нет точных сведений. Однако, современники отмечали, что один раз Николай Васильевич точно был влюблен. Писатель часто обедал у Михаила Вильегорского, и в его дочь Анну страстно влюбился. Подруга Гоголя Александра Смирнова-Россет так описывала их встречи: «Я узнала, что он был в коротких сношениях с Виельгорскими. Они часто собирались там обедать, и Жуковский называл это «макаронными утехами на бульоне». Николай Васильевич готовил макароны, как у Лепри в Риме: «Масло и пармезан, вот что нужно». Поговаривали, что Гоголь мечтал жениться на Анне Михайловне, но понимал, что ее отец не согласится на неравный брак, поэтому так и не отважился сделать девушке предложение.
Николай Васильевич как человек ранимый и романтичный души не чаял в полевых цветах. Каждое путешествие в экипаже превращалось для него в сбор образцов для гербария: всякий раз, когда писатель примечал необычный цветок, он говорил кучеру притормозить и ловко выпрыгивал на обочину, дабы как можно быстрее стать обладателем заветного экземпляра. Гоголь мог перечислить различные названия любого растения и увлекательно рассказывать о лечебных свойствах и всевозможные легенды.
Пытался обрести душевное равновесие
Гоголь был склонен к депрессии, довольно часто у него случались нервные припадки. Периоды небывалого душевного подъема сменялись мрачным настроением. Современные врачи поставили бы писателю диагноз «маниакально-депрессивный психоз». Но во времена Гоголя о таком заболевании даже не знали.
Кроме того, Николай Васильевич свято верил в вещие сны. Возможно, его потряс эпизод из жизни отца – Василия Афанасьевича. Будучи подростком, тот увидел во сне свою будущую невесту — соседскую девочку, которой не было и года. Василий Гоголь терпеливо ждал, пока она подрастет, чтобы жениться на ней и исполнить явленное во сне предзнаменование. Надо сказать, что тема сна лейтмотивом проходит через все произведения писателя. Для него это категория метафорическая.
А еще писатель опасался, что может впасть в летаргический сон, и его, приняв за мертвого, похоронят заживо, поэтому последние 11 лет жизни Гоголь всегда спал сидя. Своим друзьям он строго-настрого запретил погребать свое тело до тех пор, пока не появятся признаки разложения.
Неудивительно, что Гоголь пытался обрести душевное равновесие. И в последние годы жизни он искал спасения в православии. Достаточно взглянуть на публицистический сборник «Выбранные места из переписки с друзьями», чтобы понять, как изменилось мировоззрение писателя. Это настоящая проповедь в суровом морализаторском тоне. Современники были разочарованы: своим новым произведением Гоголь будто отрицал всё, что сделал раньше. Будто и не было гениальной прозы, в которой осмеивались пороки общества. Знаменитый литературный критик Виссарион Белинский недоумевал, как мыслящий человек Николай Гоголь мог встать на путь мистицизма.
Ореол таинственности, который окружал писателя при жизни, после его смерти только сгустился. Вообще, ранняя смерть Николая Васильевича окутана множеством легенд, а об истинной причине кончины гения спорят и по сей день.
В последние годы Гоголем овладел творческий кризис. Он все больше придерживался затворнического образа жизни аскета. Незадолго до ухода из жизни, на протяжении февраля 1852 года, он принялся соблюдать строгий пост, а потом и вовсе отказался от пищи. И слег в постель с резким ухудшением здоровья. Но отказывался от медицинской помощи, ожидая смерти. Горе-врачи, выявившие у писателя воспалительные заболевания кишечника, вероятный тиф и несварение желудка, в итоге поставили писателю диагноз «менингит» и назначили принудительное, опасное для его здоровья кровопускание, которое только ухудшило душевное и физическое состояние пациента.
Утром 21 февраля 1852 года Гоголь умер в особняке графа Александра Толстого в Москве, совсем немного не дожив до своего 43-летия. Смерть настигла писателя через 10 дней после уничтожения второго тома «Мертвые души», неподалеку от того самого камина, пламя которого поглотило его литературное детище…
Страхи Гоголя породили слухи о том, что он был похоронен заживо и умер от недостатка кислорода в могиле. По легенде, Гоголь очнулся в гробу — когда тело литератора поднял для перезахоронения, удивленные присутствующие увидели, что голова покойника была повернута набок. Специалисты опровергли эти слухи, однако дальнейшие события лишь способствовали их распространению.
Писателя похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря, в 1931 году останки были перезахоронены на Новодевичьем. Писатель Владимир Лидин, присутствовавший при эксгумации, заявил, что в могиле не было черепа. Кроме того, крышка гроба внутри якобы была расцарапана. Впрочем, другие свидетели перезахоронения эти сведения опровергли.
По материалам http://diletant.media, http://24smi.org, http://znaj.ua