Она порой спорила с режиссерами, доказывая свое видение образа
«Дорогая Елена Сергеевна», «Небеса обетованные» и «Андерсен. Жизнь без любви» Эльдара Рязанова, «Интердевочка», «Настя», «Приходи на меня посмотреть» – это лишь малая часть картин с участием актрисы.
Школа дисциплины
Наталья Щукина появилась на свет 12 сентября 1970 года в Барнауле. Актерский талант проявился в ней очень рано, поэтому мама отвела дочь в школу с театральным уклоном. После развода родителей и переезда в Москву в 1980 году 10-летняя Наталья поступила в Театр-студию Вячеслава Спесивцева: «Все за меня тогда решила именно мама, которая по материнскому обыкновению пихала меня во все секции. До этого я занималась и гимнастикой, и танцами, но не приживалась как-то. То у меня на гимнастике трусы торчали из-под купальника, меня это смущало, то ещё что-то.
А в 10 лет к нам в школу пришли артисты, они же режиссёры, реквизиторы, постановщики из театра-студии Вячеслава Спесивцева, которые отбирали детей. Мы с подружкой прошли прослушивание. Тогда это, честно говоря, от нечего делать случилось. Зато к моменту окончания школы, другой дороги кроме, как в театральный ВУЗ, у меня не было! Наш класс Спесивцев решил сделать экспериментальным, то есть, были обычные классы, а наш “Б” стал первым, который вместо продленки, когда все гуляют, шел заниматься к балетному станку, обучаться актерскому мастерству. Очень интересные детские спектакли мы делали. Это была большая школа для меня, в первую очередь школа дисциплины. Есть вещи, которые я вынесла оттуда на всю жизнь, например, профессионально — это не опаздывать, а непрофессионально — опаздывать. Там это вбивали капитально, наказывали — не давали выходить на сцену. Сейчас эта школа существует, раньше она была просто театральной, а сейчас, по-моему, называется “школа эстетического воспитания”».
Кинематографическая биография Натальи Щукиной стартовала, когда ей едва исполнилось 15. Юная актриса впервые появилась на экранах в 1985 году. Она сыграла Олю Костину в картине «Фотография на память».
«Видимо, ждала меня именно “Щука”»
В следующем году Щукиной досталась маленькая роль в телефильме «Была не была». А в 1988 в карьере начинающей артистки случился настоящий прорыв. Она появилась сразу в 3 картинах: «Брызги шампанского», «Защитник Седов» и «Дорогая Елена Сергеевна».
«Меня фактически туда (на съемки фильма «Дорогая Елена Сергеевна») привел Дима Марьянов, который вместе со мной играл в студии Спесивцева, — вспоминает Щукина. — Он снялся в фильме “Выше Радуги”, был уже популярен, и фотографии с наших спектаклей театра на Красной Пресне заметила ассистентка Рязанова. Эльдар Александрович впал к тому моменту в некое отчаяние, потому что попробовал и студентов, и артистов, но считал, что всё-таки этих подростков должны играть настоящие подростки. Кого он только не пробовал!? Я видела этот журнал проб, очень много. Он пришел к нам на спектакль, отобрал несколько человек, и мы отправились на Мосфильм. Это было сильнейшее потрясение для меня! Рязанов в тот момент озвучивал “Забытую мелодию для флейты”. Мы сидим у него в кабинете, и вдруг заходят он, Филатов, Неелова и Купченко. Одного Эльдар Александровича я бы пережила, но когда вошло такое количество звезд, я встала и думала, как бы не упасть, как бы не потерять сознание!»
Щукина была счастлива попасть на съемки. Но также было страшно. Впоследствии это ей очень мешало, она сильно комплексовала, думала, что Эльдар Александрович недоволен, что он жалеет, что взял ее: «Если он с кем-то шептался, мне казалось, что он говорит обо мне, о том, как я ужасна, о том, что же теперь делать, ведь полкартины отснято. Мне рисовались какие-то страшные вещи. Эльдар Александрович был, конечно, с нами очень тактичен, но временами случались эмоциональные взрывы, в силу того, что у нас большая разница в возрасте».
И после школы Наталья Щукина решила поступать в Щукинское училище: «Я сознательно шла в “Щуку”, к тому же жила ближе! Разницы между школой мхатовской, вахтанговской или школой малого театра я тогда не видела и не осознавала. Мне хотелось именно в “Щуку”, я туда рвалась, больше никуда не хотела. У меня была полная уверенность, что я поступлю, но я не поступила. Ужасно переживала и считала, что вот, наверное, и всё, больше мне ничего не светит. На следующий год поступала ещё раз, хотя уверенности и поубавилось. На этот раз я пробовалась во все театральные ВУЗы. Но, видимо, ждала меня именно “Щука”».
На вступительных экзаменах Наталья читала Есенина, басню Крылова «Щука». Она считала себя абсолютной героиней по амплуа и поэтому для прозы выбрала отрывок из «Мастера и Маргариты» Булгакова: «Лет в 10 мама зачитала мне момент, когда разбушевавшаяся Маргарита влетает в окно к маленькому мальчику, который испугался, и она его утешает. Этот текст произвел на меня настолько сильное впечатление, что я его решала читать на поступлении. На следующий год я программу менять не стала, поскольку считала, что уже не поступлю. Но поступила».
«Мне не нравился текст»
В Ленком она пришла на четвертом курсе института. Тоже благодаря Дмитрию Марьянову. Он репетировал Трубадура в «Бременских музыкантах», спектакль тяжело выпускался, была сильная текучка, незадолго до премьеры ушла актриса, которая репетировала роль Кота. Срочно понадобилась замена. Наталья пришла в театр и показалась. Петр Александрович Штейн, который ставил спектакль, сразу же взял актрису на роль Кота. Через две недели состоялся выпуск спектакля. Это было в январе, а в мае Щукина оканчивала институт. И вот как раз перед выпуском ее пригласил Марк Захаров и сказал, что хотел бы видеть Наталью в труппе театра: «Я по наивности ответила, что подумаю. В то время казалось, что меня ждут все московские театры. Но, конечно, потом вовремя одумалась. До сих пор считаю это каким-то чудом, волшебством — играть на сцене, где рождались великие спектакли с великими мастерами».
Благодаря той работе в «Дорогой Елене Сергеевне» Щукина была приглашена в еще одну скандальную картину – мелодраму Петра Тодоровского «Интердевочка». Ведь рекомендовала актрису та же самая ассистентка по актерам, которая работала у Рязанова. Между прочим, во время съемок начинающая актриса не побоялась спорить с режиссером Тодоровским. «Мне не нравился текст, — рассказывает Наталья. — Никак не могла его произнести. Но даже сейчас, когда смотрю этот фильм, думаю, что была права. Этот текст немного не из лексикона проституток. “Мой папа-африкановед”. В общем, я бесконечно с ним спорила. Когда съемки были закончены, Петр Ефимович мне сказал: “Все в тебе хорошо, но слишком тяжелый характер”. Чего, в общем, я никогда за собой не замечала».
В 1991 году Щукину вновь пригласил в свою картину Эльдар Рязанов. В его трагикомедии «Небеса обетованные» Наталье досталась небольшая роль. «Мои главные опасения касались не внешнего вида, а того количества сгущенки, которое мне пришлось употребить за время съемки, — вспоминает Щукина. — В общей сложности я съела банки две. Потом, понимая, что организм такой экзекуции не перенесет, тут же отправила съеденную сгущенку туда, куда надо. Два пальца в рот, и свобода».
На съемках этого фильма Наталья вновь продемонстрировала свой неуступчивый характер: «Эльдар Александрович хотел снять эротическую сцену с фотографом. Когда моя героиня уходит с ним в комнату наверх, а он ее спрашивает: “Что, снять?” – “Не надо, я сама сниму’. И набрасывается на него. А потом уже выходит растрепанная. То есть, всем ясно, что там происходило. Эльдар Александрович же хотел сделать что-то наподобие “Маленькой Веры”. Ничего не видно, но понятно, чем занимаются. В этот день я пришла на съемку, и гример заговорщицким тоном мне шепчет: “У Рязанова такая идея…” Я отозвала Эльдара Александровича и попросила этого не снимать. На что он мне сказал: “Наташ, ты же меня знаешь. Все будет прилично, ничего видно не будет”. Но я стояла на своем: “Вы вроде как комедию снимете, а такая сцена будет смотреться в ней странно”. В общем, я победила. К своему счастью».
«Дочь любит, когда я играю сильных женщин»
Щукина продолжала активно сниматься в кино до середины 90-х. В 1993 году она сыграла небольшую, но колоритную роль продавщицы с фингалом в комедии Георгия Данелии «Настя». Затем последовали работы в драме «Подмосковные вечера» Валерия Тодоровского и «Призрак дома моего» Павла Любимова. Во второй половине 90-х Наталья сосредоточилась на работе в театре. Позже артистка появилась еще в двух фильмах Эльдара Александровича – ретро-комедии «Ключ от спальни» и художественном фильме-сказке «Андерсен. Жизнь без любви».
Сейчас Щукина снимается во многих сериалах – «Варенька», «Огни большого города», «Цветы зла», «Все включено-2». Яркая роль была в «Отеле Элеон», где Наталья предстала в образе Валентины, старшей горничной. Она держит под колпаком весь обслуживающий персонал и в курсе всех событий, происходящих в заведении, вплоть до текущего крана в одном из номеров. На фоне рабочего процесса Валентина успевает вести активную личную жизнь. У нее есть сразу два поклонника: один — сантехник с добрым сердцем, а другой – мужчина на шикарном автомобиле. И героиня пытается выбрать своего единственного.
О своей же личной жизни актриса не рассказывает. Она была замужем, в браке родилась дочка Саша, но Натале пришлось пережить тяжелый развод: «Он внес свои сложности в отношения с дочерью. Я понимаю, что все это нужно было просто переждать, набраться терпения. Хотя бывало очень трудно. Саша отбивалась от меня руками и ногами. Она выбрала учебу в Высшей школе экономики, но человек очень творческий. Занимается музыкой, в детстве очень любила рисовать.
К моей профессии дочка никак не относилась. В школе к ней подходили девочки и спрашивали, это твоя мама снималась в таком-то фильме? Ну да, моя мама. И билеты я делала для подружек. Только лет в 14 она меня спросила: “Ты в каком театре работаешь?” – “В Ленкоме”. – “Билетик сделай на такой-то спектакль”. И она посмотрела все. После “Шута Балакирева” позвонила мне: “Мам, почему ты не сказала, что у вас в театре такой спектакль?” Я говорю: “Саша, я рта не закрывала все эти годы”. Она очень ко мне критична. Не любит меня в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро», где я играла Сюзанну. Ей нравится, когда я играю сильных женщин, а не легкомысленных дурочек-простушек».
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам http://Schukina.ru, http://Ruskino.ru, http://24smi.org