Артист умер на 80-м году жизни
К полку сатириков он себя никогда не причислял, не любил, когда называли эстрадником. Роман Карцев говорил: «Мы всегда играли в театр, где четко выстроена логика каждого персонажа».
Наладчик швейных машин
Роман Карцев (настоящая фамилия – Кац) родился 20 мая 1939 года в семье одесситов в нескольких поколениях. Детство и юность отца прошли на знаменитой Молдаванке, бабушка пекла пирожки и торговала ими на Привозе. В семье дедушки и бабушки по отцовской линии воспитывалось 11 детей. Аншель Зельманович Кац увлекался футболом.
Мама Сура-Лея Рувиновна Фуксман была образованной женщиной, работала начальником ОТК. Из-за разности взглядов между родителями часто кипели нешуточные страсти. В семье, помимо Романа, подрастал еще сын Алик и дочь Лиза. Брат Романа пошел по цирковой стезе и стал фокусником, а сестра получила образование библиотекаря. Позднее оба иммигрировали в США.
Во время войны отец Романа служил в авиации – занимался обслуживанием самолетов, три раза получал ранения, но дошел до Берлина. Роман с матерью в это время были в Омске, куда их эвакуировали. После победы отец не мог из-за ранений заниматься любимым футболом, поэтому стал арбитром матчей. Но Роман пошел не в папу – у мальчика с детства была страсть к сценическим выступлениям. Юноша обожал выступать на эстраде, занимался в драмкружке.
В школе у Карцева была тяга к иностранным языкам. В 10 классе юноша в совершенстве владел французским, с легкостью играл спектакли на французском языке. Поведение в школе страдало: Роман часто гримасничал на уроках, пародировал преподавателей. После окончания школы отучился на наладчика швейных машин и устроился работать на фабрику по пошиву одежды «Авангард». Но сцена влекла.
Театральная биография Романа Карцева началась в 1960 году в Одессе. Первую роль молодой человек получил в студенческом самодеятельном театре миниатюр «Парнас-2», который располагался на базе Одесского института инженеров морского флота. Худенький юркий юноша перевоплотился на сцене в трамвайного вора. Несколько раз Карцев пытался поступить в Московское цирковое училище, но не проходил отбор. Вскоре в «Парнасе-2» началась постановка спектакля по пьесе Михаила Жванецкого «Я иду по улице», где Роману поручили сразу три роли, в которых впервые проявился талант юмориста. Актёрский факультет ГИТИСа Карцев окончил заочно в 1972 году.
«Я был психопатом»
В 1961 году Карцев устроился в Театр миниатюр Аркадия Райкина. Маэстро сразу предложил начинающему артисту взять псевдоним, так как фамилия Кац была, по его мнению, незапоминающейся. «По паспорту я остался Кац. Но могу отказываться от всех финансовых долгов под фамилией Карцев, — говорил артист. – У меня машина называется “Форд Ка”, так я к ней букву “ц” добавил».
У Райкина Роман начал выступать в дуэте с Виктором Ильченко, который на долгие годы стал сценическим партнером Карцева. Виктор тоже прибыл из Одессы, где до артистической карьеры работал начальником отдела испытаний новой техники в пароходстве. Через три года в театр приехал и Михаил Жванецкий, который также без особых переживаний оставил основное место работы на тот период – должность сменного механика в порту Одессы.
Однажды у Романа Карцева и Аркадия Райкина на репетиции очередной миниатюры случился конфликт. «Вы думаете, это смешно? Вы полагаете, что больше меня понимаете в юморе?» — спросил рассерженный Райкин. Карцев ответил: «Видимо, да». И написал заявление об уходе. «Я был психопатом и до сих пор бываю таким, но уже с опозданием, — признавался Роман. — Меня надули, уже потом я начал разбираться. Тогда я жалел. Я ведь ушел от Райкина один, оторвался от пупка, оставив там Ильченко и Жванецкого. Уже через неделю понял, что совершил глупость, но пришлось полтора года помотаться. Зато в это время я и нашел жену. Судьба, можно сказать».
Вика работала в кордебалете, юморист заметил девушку сразу же. Но ждал, пока невеста станет совершеннолетней, а затем сделал предложение. «По молодости всякое случалось, я очень ревнивый. Были ухаживания, выслеживания. Мог даже драться с соперником. Он обычно был длинным, а я маленьким и худым, поэтому подпрыгивал, бил и убегал», — рассказывал Роман.
Его избранница Виктория была дочерью полковника, на 10 сантиметров выше Карцева. Артист смеялся, что на свадебных фото молодожены смотрелись забавно, но Роману это нравилось. Ни его, ни ее родители не одобрили выбор, однако влюбленные поженились в 1970 году, в ЗАГС приехали на поливальной машине – опаздывали.
Вскоре в семье родилась дочь, затем сын. У дочери Елены Кассинской, которая выбрала профессию фармацевта, двое детей – Ника и Леонид, а сын Павел пошел по стопам отца и стал актером. Роман Карцев признавался, что всегда был ближе с дочерью, в то время как сын больше тянулся к матери.
«В нашей долгой семейной жизни было все: споры, ссоры, — говорил артист. — Но осталось что-то большее. Из семьи я не уходил, но ведь уезжал на гастроли. Из сорока с лишним лет прожитых вместе — двадцать был в разъездах, так что, наверное, разбежаться мы просто не успели».
«Не имею права предавать жанр миниатюры»
Когда в 1969 году Карцев вернулся в домой, его примеру последовали также Ильченко и Жванецкий. Здесь артисты начали работать над созданием собственного театра. Тройка юмористов уже успела громко заявить о себе, став лауреатами Всесоюзного конкурса артистов эстрады, проходившего в 1970 году. Роман Карцев и Виктор Ильченко выступали с эстрадными миниатюрами, которые зрители воспринимали с восторгом. В 1979 году артисты переехали в Москву и работали в Театре миниатюр. Юмористы участвовали в спектаклях «Полночное кабаре», «Школа клоунов», «Птичий полет» и других.
Концерты Карцев и Ильченко записывали на студии звукозаписи «Мелодия». Особенно зрителям запомнились номера «Авас», «Воскресный день». Диалоги Карцева-Ильченко попадают в юмористическую телепрограмму «Вокруг смеха». Знаменитая миниатюра Карцева о раках появилась неслучайно. Артист равнодушно относился к еде, но единственное искушение для него — раки или шашлыки. «Стали бы мы со Жванецким шутки шутить, не зная предмета, — говорил Роман Андреевич. — Ведь мы из Одессы. А в Одессе это делается так: два-три человека берут обычный ящик или мешок раков, идут на лиман, садятся и молча, не произнося ни слова, с пивом уничтожают содержимое мешка».
В 1987 году Театр миниатюр возглавил Михаил Жванецкий. В 1992 году не стало Виктора Ильченко – с этого времени Роман Карцев выступал с моноспектаклями. В репертуаре – монологи Михаила Жванецкого, Антона Чехова, Михаила Зощенко и других авторов. Появлялся Роман Андреевич и на киноэкранах: «Вообще-то кино для меня – мимолетное явление, мне больше нравится другими вещами заниматься». Но, несмотря на такую оценку самого актера, зрители помнят и любят его по многим фильмам.
В знаменитой экранизации «Мастера и Маргариты» Карцев сыграл эпизодическую роль. В фильме он – ушлый киевский родственник Берлиоза, трагически попавшего под трамвай, который приезжает в Москву, чтобы оформить в наследство нехорошую квартиру. Жена Поплавского является родной тетей Берлиоза, и Максимилиан Андреевич уверен, что может претендовать на московское жилье своего племянника. Он считается умным и деловым человеком, но когда попадает в квартиру, которую заняли Воланд со своей свитой, то сталкивается с чем-то для себя непонятным. Темные силы оказываются сильнее, и с фразой «Ваше присутствие на похоронах отменяется» кот Бегемот выпроваживает киевского гостя восвояси.
Карцев снялся и в другой экранизации романа Булгакова – «Собачьем сердце». На этот раз – в роли Швондера, председателя домкома, который подзуживает «очеловечившегося» Шарикова к отъему части жилплощади у своего «создателя», профессора Преображенского. Швондер – не самый центральный персонаж, но запоминается надолго. Человек, упакованный в кожаный плащ, который мало что решает (и делает), но считает себя очень важным. Он смешон, но одновременно и пугающ. Даже в исполнении такого комического актера, как Карцев.
С этого фильма к Карцеву как к актеру кино стали присматриваться и другие режиссеры. Например, Эльдар Рязанов, который снял его сразу в двух своих фильмах, пронизанных безнадежностью, – «Старые клячи» и «Небеса обетованные».
В «Старых клячах» сниматься Карцеву было комфортно – со знаменитыми и талантливыми актрисами Ириной Купченко, Людмилой Гурченко, Лией Ахеджаковой и Светланой Крючковой. «Никто не тянул одеяло на себя, – говорил Рязанов. – Все понимали, что фильм – ансамблевый». А Карцев вспоминал, что на площадке царила добрая семейная обстановка, и жена Карцева даже подкармливала Рязанова рыбой домашнего приготовления.
В одном из интервью Роман Андреевич, подводя итог своей актерской деятельности, сказал, что из 14 его работ в кино самая удачная роль – это Лазарь Боярский в фильме-мюзикле по пьесе Исаака Бабеля «Биндюжник и король». Неудивительно, ведь в фильме Карцев сыграл не эпизодическую, а одну из центральных ролей – жениха дочки Бени Крика. Эта картина про обитателей района Молдаванка в Одессе, которые обладают неповторимым одесским чувством юмора и попадают в ситуации, которые возможны только в этом городе.
Боярский-Карцев не только сыплет остротами, но и поет и танцует в фильме. «Ах, нервы, нервы, нервы, нервы, нервы, пусть, грубо говоря, миллионер вы, но нервы, нервы, нервы, нервы, нервы вам делают на каждый день невроз!» – эту веселую песню в исполнении Карцева помнят многие, даже те, кто не смотрел фильм полностью. Ну, или эта фраза: «Вам на каждый день или куда?»
В последние годы артист перенес ряд операций на сердце, потому не работал. При этом Роман Андреевич всегда участвовал в телепередачах, куда его приглашали, и охотно давал интервью. Семён Альтов называл его так: «большой актер маленького роста, сыгравшим целый ряд маленьких людей, которые гоголевской «Шинели» так и не скинули». Романа Карцева приглашали играть драматические роли в театрах. Он всегда отвечал: «Не имею права предавать жанр миниатюры. Ведь за краткий миг сцены можно прожить целую жизнь».
2 октября 2018 года Роман Карцев умер в возрасте 79 лет от остановки сердца.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам http://Novaya.com.ua http://segodnya.ua, http://24smi.org, http://mir24.tv, http://TvKultura.ru