Их союз стал примером безграничной преданности и служения искусству
Колосов и Касаткина вместе создали 12 киношедевров, и нельзя сказать, кто же из супругов дал кинематографу больше – он или она. Правильно говорить именно о совместном плодотворном творчестве.
Любовь к театру
Сергей Колосов родился 27 декабря 1921 года. Его мать, Любовь Франк, имела диплом юриста, говорила на нескольких европейских языках, работала в издательстве «Вопросы труда», в «Изогиз». С мужем Николаем ее свело общее увлечение театром. После 1917 года Колосовы развернули в Екатеринбурге активную театрально-общественную деятельность, создали одну из первых стационарных трупп, ориентированных на детскую аудиторию.
Молодых, энергичных энтузиастов заметили, пригласили в Москву. Чета Колосовых отправилась в столицу. Однако в то непростое время путешествие растянулось на месяцы. Прибыв с изрядным опозданием к своим потенциальным работодателям, Колосовы узнали, что места, предназначавшиеся для них, уже заняты. Ждать неопределенное время не было возможности: в семействе скоро должно было появиться прибавление.
Любовь устроилась на работу и затем до последнего дня жизни трудилась в системе «культурных связей с заграницей» (ВОКС). Николай стал одним из видных и авторитетных издательских работников. Пристрастие родителей Сергея Николаевича к сцене сделало из них заядлых московских театралов. Не пропускалась ни одна значительная премьера. В доме жили общими театральными интересами – и родители, и подраставший сын.
Это привело Сергея Колосова еще школьником в театральную студию Бауманского районного Дома культуры. Первым наставником Колосова стал хорошо известный тогдашней театральной Москве Сергей Серпинский. Занятия у него дали Колосову первый практический опыт и, кажется, вполне определяли будущее. Жизнь, однако, внесла в судьбу свои поправки.
Сергей Колосов стал участником начавшейся вскоре советско-финской войны. В начале февраля 1940 года в одном из боев на Карельском перешейке Сергей получил ранение. Длительное время провел в госпиталях. Врачи спасли ему правую руку. Осенью 1941 года Колосов окончил офицерское училище, воевал, готовил кадры. Демобилизовался лишь летом 1946 года. Вернувшись домой, Сергей поступил на режиссерский факультет в ГИТИС. Там он познакомился со своей будущей женой, актрисой Людмилой Касаткиной.
Розыгрыш
Люда родилась 15 мая 1925 года в городе Вязьме. Когда будущей артистке было всего три года, ее семья переехала в Москву. Однажды она с мамой пришла в театр и решила, что хочет тоже выступать на сцене. Людмила не могла тогда знать, что этот театр станет для нее родным, сначала она вообще мечтала танцевать, занималась в разных художественных студиях. И в одной из них педагог Анна Гавриловна Бовшек посоветовала Людмиле поступать в ГИТИС.
Касаткина очень сомневалась в себе, например, ей казалось, что её не возьмут из-за маленького роста: «Тогда Анна Бовшек сказала мне: “Не думай о такой ерунде, поступай смело! Венера Милосская была совсем коротышка, Аполлон Бельведерский был тоже маленького роста!” И такие сравнения меня успокоили. На экзаменах я читала грустную итальянскую сказку Горького, которая очень растрогала всех. Однако Михаил Тарханов, который председательствовал в приемной комиссии, попросил прочитать что-нибудь повеселей. Я исполнила отрывок из “Евгения Онегина”. Но меня просят “еще что-нибудь веселее”. В общем, я разрыдалась, выбежала из комнаты и забилась в истерике куда-то в угол. Тут кто-то трогает меня за плечо. Поворачиваюсь — Тарханов, улыбается и говорит: “Детка, не плачь, ты принята!” Представляете, сразу после первого тура!»
Вскоре она встретила Сергея Колосова: «Поженились мы не сразу, — говорила Касаткина. — Сергей за мной четыре года ухаживал. Поклонников у меня тогда было много, но меня называли девушкой из прошлого века. Потому что, если кто-то до меня дотрагивался руками, я бежала, как ошпаренная. Сергей пришел к нам в институт с фронта. Помню, в день моего рождения меня с ним познакомили. Он сразу спросил: “А можно сегодня я вас поздравить приду домой?” И назвала я ему адрес, который мне только что в голову пришел. И вот он весь начищенный, сияющий приходит с букетом пионов, а ему говорят: “Тут такой нет”. Но он не обиделся на мою шутку. Чем он меня тронул? После четвертого курса мы поехали в разрушенный Севастополь бригадой работать. И вот я иду по улице и вдруг вижу: у ларька, где продают виноград, стоит Колосов, а потом приносит мне ветку винограда. Это меня и тронуло. А еще мне понравилась его мама. Я так и сказала ему: “Выхожу замуж не за тебя, а за твою маму!”»
«Желание победы»
На свадьбе их поздравляли как Колосаткиных, даже не подозревая, насколько пророческим окажется этот шутливый псевдоним. 62 года Колосов и Касаткина проживут душа в душу, будут вместе работать в кино и театре, вместе преподавать и даже книгу, которую напишут вдвоём, назовут «Судьба на двоих». В двенадцати картинах Сергея Колосова, которые вошли в золотой фонд кино, главные роли сыграла Людмила Касаткина: «Укрощение строптивой», «Душечка», «Операция «Трест». В многосерийном фильме «Вызываем огонь на себя» Людмила Ивановна сыграла роль молодой подпольщицы. Сериал снят по мотивам одноимённой повести Овидия Горчакова и Януша Пшимановского, основан на реальных событиях о борьбе партизанской группы, возглавляемой Анной Морозовой, против немецко-фашистских захватчиков. Успех этого телесериала в 1964 году был фантастический. Во время телевизионной трансляции улицы городов буквально вымирали. Колосову и Касаткиной приходили мешки писем.
«Рязанов однажды пошутил: “Конечно, мне бы такую жену, как у Колосова, я бы тоже сделал потрясающие картины”. Я всегда боялась подвести Сергея Николаевича — сыграть плохо, завалить роль, и тянулась изо всех сил, работая днем и ночью. Так что, если в результате получалось что-то стоящее, это прежде всего его заслуга. И потом, я его очень уважала как Мастера! Когда я слышала разговоры, что “Касаткиной повезло, она без ролей не останется, ее муж снимает”, во мне рождался еще больший азарт. Желание победы», — говорила Касаткина.
Сергей Николаевич очень сожалел, что не смог снять фильм по пьесе Шекспира «Как вам это понравится» — там была прекрасная роль для Людмилы Касаткиной.
«На жену даже не на что рассердиться!»
Говорят, что двум творческим людям ужиться очень трудно, но Касаткина и Колосов являли собой красноречивый пример обратного. Режиссер говорил: «Как ужасно, что на жену даже не на что рассердиться!» — и эта вот особенность вела к тому, что любящие супруги никогда не ругались и прожили в любви и согласии более 60 лет.
Себя Людмила называла однолюбкой: «Один театр, один муж. Такое постоянство — большая редкость, мне часто об этом говорили. Владимир Сошальский однажды сказал: “Ты не изменяешь своему Сереже. Тебе некого будет вспомнить перед смертью”. Я удивилась искренне: “Почему? Я буду Сережу вспоминать”. Он махнул рукой и пошел. Может, все думают, что я сумасшедшая, но я правда все эти годы люблю только одного мужчину!»
Она считала, что в браке не нужно воспитывать друг друга. А еще многому научилась у Шекспира. Благодаря пьесе «Укрощение строптивой» поняла, что мужу надо уступать, быть его опорой. В семье должно царить доверие. Я своего мужа просто сравнить ни с кем не могла. Всегда отдавал мне всю зарплату до копейки. Я: “Ты что, с ума сошел? У тебя всегда должны быть деньги! Если ты идешь в буфет с женщиной, она что, за кофе сама должна заплатить?” Я вынуждена каждый день была на протяжении всей совместной жизни совать ему в карман деньги.
А когда мы с ним только поженились, к нам приехали мои родители, я и говорю: “Мамочка, смотри, он не умеет гвоздя вбить, занавеску повесить!” Стою, плачу. А папа говорит: “Не плачь, детка, он другое умеет”. Или, например, если он мне даст поспать лишний час, то не разогреет себе завтрак или у него все сгорит, или просто забудет. Когда была жива его мамочка (которая меня безумно любила, была моей второй мамой), я как-то услышала, что она говорит кому-то по телефону: “Что вы, Людочка все умеет, она так готовит, она то, она се…” Кладет трубку, и я кидаюсь к ней: “Что же вы говорите? Я ведь ничего здесь не делаю — не умею”. – “Да ты всему научишься. Разве в этом дело?” – отвечает она».
Не смогли жить друг без друга
8 ноября 1958 года у супругов родился сын Алексей. Воспитывать его помогали родители Людмилы, так как отец и мать Сергея, увы, уже ушли из жизни. Отец для сына стал лучшим другом, они разговаривали практически обо всем на свете. Алексей вообще был мечтательным мальчиком, хорошо рисовал, имел музыкальный слух, в школе успевал, однако частенько на полях его дневника можно было увидеть необычные замечания преподавателей: «Ваш сын ушел в себя» или «Читал литературу на уроке математики». Юного Алексея можно увидеть в эпизодических ролях в нескольких фильмах Сергея Колосова, а уже повзрослевшего – и в более крупных ролях в картинах «Помни имя свое», «Радости земные» и «Раскол». Сергей Николаевич доверил сыну и написание музыки к своим картинам «Дневник профессора Готье», «Судья в ловушке» и «Потерянные в раю».
В 13 лет Алексей заболел и начал терять зрение, операция на глазах остановила болезнь. Как потом вспоминал сам Алексей, скорее всего, из-за проблем со зрением он и пришел к музыке: «Алексей кандидат искусствоведения, преподает теорию джаза в Гнесинском училище. Вел передачу о джазе на радио. Он подарил нам замечательную внучку, которую назвал моим именем — Люся, — рассказывала Касаткина. — Но, увы, не все просто в этой жизни. Не сложились у него отношения с женой Машей. Она умная женщина, окончила Полиграфический институт. Ее папа — генерал в отставке, мама — бывшая сценаристка. Но Алешу они воспринимали так: ну что это такое — музыкант? Вот военный — совсем другое дело. Когда 6-летнюю Люсеньку приняли как девочку с абсолютным слухом в музыкальную школу, бабушка и дедушка сказали Маше: “У нас уже есть музыкант в семье. Ты что, хочешь еще одного?” Люся прекрасно рисовала. Мы подарили ей мольберт, краски. Но все это было заброшено, потому что “зачем ей это?”».
Брак Алексея и Маши просуществовал 10 лет. После того, как сын развелся, Людмила Ивановна очень переживала, что он живет один. И сама подыскала ему супругу. «Я работала вместе с Людмилой Ивановной, а она познакомила меня с Алексеем, – говорит Светлана Колосова. – Четыре года нам с Алешей понадобилось, чтобы понять: нам нужно жить вместе. Такой же долгий досвадебный период был и у Колосова с Касаткиной. Так что мы повторили их судьбу». У пары родилась дочка Аня.
За три года до смерти с Сергеем Николаевичем Колосовым случился инфаркт. Тогда умереть ему не дала Людмила Ивановна, много дней не отходила от мужа. В декабре 2012 года Колосову исполнилось 90 лет. А 11 февраля его не стало. Спустя ещё 11 дней ушла из жизни и Людмила Ивановна.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам http://Peoples.ru, http://nvspb.ru , http://Akazak.ru, http://Radiovera.ru, http://syl.ru