Юлия Ауг: «Актер — инструмент в руках режиссера»

0

Ее новая работа — сериал «Наше счастливое завтра» (в рабочем варианте — «Цеховики»). Фильм рассказывает про первых, говоря сегодняшним словом, предпринимателей, которые занимались частным производством в конце 1980-х – начале 1990-х гг.

— Юлия, кого вы играете в сериале?
— У меня небольшая роль в первых трех сериях. Играю маму главной героини, такую положительную генеральскую жену. У нее была в юности любовь с молодым человеком, которого она в итоге не выбрала. Не потому, что хотела обеспеченной жизни и решила выйти замуж за генерала, а потому, что в нужный момент возлюбленный ей не позвонил. И вот через годы, когда у каждого сложилась своя судьба, происходит их встреча. И становится понятно, что ничего не закончилось, ничего не умерло. И как справиться с этим чувством — героям совершенно непонятно. Дело осложняется тем, что одним из высокопоставленных «цеховиков» оказывается муж моей героини — тот самый генерал.
Не буду пересказывать дальше сюжет. Скажу только, что для меня работа в сериале была радостной. Я снималась у своего однокурсника Игоря Копылова. Полжизни назад мы учились вместе в Питере на актерском факультете. И оба с годами стали еще и режиссерами. Я больше работаю в театре, ставила спектакли в Москве, Питере, Красноярске, Тобольске: Игорь снимает сериалы. Игорь оказался невероятно внимательным, подробным, тщательным режиссером. Он точно прописал, замотивировал жизнь каждого персонажа, и я буквально купалась в своей роли.
— Вы свои роли режиссируете? Или предпочитаете быть глиной в руках постановщиков?
— В руках хороших режиссеров я глина, но думающая. Предлагаю какие-то варианты решения сцены, но не пытаюсь ничего режиссировать. Если у постановщика есть концепция фильма, роли, зачем лезть в чужой монастырь? Актерская задача — понять, что хочет режиссер, и точно воплотить это. Но будем откровенны: встречаются и беспомощные постановщики. Тогда, конечно, я сама себе режиссер.
**— Ваш режиссерский дебют — фильм «Варенье из сакуры» — состоялся 8 лет назад. Не думаете о постановке нового фильма?
— Пару раз подступалась к осуществлению этой идеи, но пока не сложилось. А пока продолжаю сниматься в кино.
**— Известность в кругах киноманов вам принес фильм «Овсянки», показанный на фестивале в Венеции. Говорят, вас расцеловал Квентин Тарантино, председатель жюри. А широкий зритель полюбил вас после роли Елизаветы Петровны в «Екатерине». Кого вам сподручнее играть: царицу или простую бабу?
— Без разницы. Было бы интересно. Сейчас, например, жду выхода сериала «Садовое кольцо», который поставил молодой режиссер Алексей Смирнов, сын автора «Белорусского вокзала» Андрея Смирнова. Я играла в «Садовом кольце» домработницу — и, представьте, это было очень интересно.
— А с какими чувствами примеряли на себя платье императрицы?
— Я старалась играть не императрицу, не венценосную особу, а женщину. Может, поэтому не очень боялась.
— Ваша дочь Полина стала актрисой под вашим влиянием?
— Не без того, конечно. Как всякому актерскому ребенку, ей с младенчества знаком запах кулис. Полина впервые вышла на съемочную площадку в 8 лет. С тех пор мы часто работаем вместе. Я ни разу не сажала ее напротив и не делилась секретами мастерства, но в процессе общей работы Полина постепенно выросла в актрису, в самостоятельную творческую единицу. У нее яркая, необычная внешность. Ее часто пробуют на всевозможные роли, а утверждают редко. Дело в стереотипном продюсерском взгляде на то, какие лица нужны современному экрану.
Я это и на себе почувствовала. Уже снялась в «Овсянках», «Интимных местах», но на телеэкран мне путь был заказан. Помню вердикт начальства: «Ауг — хорошая актриса, но пусть снимается в артхаусе, такие лица на телеэкране не нужны». И только роль Елизаветы Петровны помогла переломить ситуацию.
— Полина легко соглашается сниматься обнаженной. В этом смысле вы тоже весьма смелая актриса. Откровенные сцены с вашим участием в фильмах «Интимные места», «Метаморфозис» многих шокировали.
— Я легко соглашаюсь сниматься обнаженной, легко употребляю ненормативную лексику, если это необходимо для фильма, для раскрытия характера персонажа. Надо отдавать себе отчет, что актер — инструмент в руках режиссера. И, как хорошо настроенный инструмент, я должна работать не только лицом, нервами, душой, но и телом. Если надо, то телом обнаженным. В этом нет ни подвига, ни стыдного. Это всего лишь профессионализм, вот и все.
— Простите за возможную бестактность, но одно дело, когда обнаженная актриса обладает голливудскими стандартами, и другое, когда ее тело тяготеет, скажем так, к кустодиевским формам.
— А какая разница? Меня родители воспитывали на идеалах античности. Античная культура стоит на том, что человеческое тело прекрасно в любом состоянии и любом возрасте. В отличие от христианской общеевропейской культуры, которая накладывает на тело табу. Дескать, тело — сосуд греха. Думаю, древние греки были мудрее нас нынешних.
— Нет желания осесть в Эстонии, тем более что сегодня это полноправная часть Евросоюза?
— Эстонию я люблю, это родина моего отца Артура Ауга. И дорожу каждой возможностью побывать там, отдохнуть или поработать. Но я отчетливо понимаю, что экономический кризис затронул европейскую Эстонию. Здесь мало денег, для меня здесь мало работы… Нет, ничего кардинально менять в своей жизни я не собираюсь. Творческие возможности, которыми я располагаю в России, мне вполне подходят.
— И последний вопрос, очень личного свойства. Полтора года назад умер ваш муж Андрей. Скажите, боль постепенно уходит?
— Боль понемногу утихает. Но все равно я вспоминаю Андрея каждый день. Иногда десятки раз на дню. Как вам объяснить. Ну вот, например, думаешь о том, что нужно подобрать музыку к спектаклю. И в подкорке возникает: если бы Андрюша был жив, мне было бы достаточно сделать один звонок мужу и сказать: «Андрей, мне надо для спектакля три разных звука моря». И через два часа у меня был бы готовый саундтрек. Мы ведь были не просто мужем и женой, не просто любовниками — мы были товарищами, соратниками. И я думаю, что эта потеря для меня невосполнима.

Леонид Павлючик,
«Труд» (trud.ru)

Поделиться.

Комментарии закрыты