Легендарному актеру исполнилось бы 65 лет
Абдулов почти в каждом своём интервью говорил, что его как будто кто-то ведёт по жизни и оберегает. В то же время ничто не доставалось актеру просто так.
Самая красивая пара
Родился Абдулов 29 мая 1953 года в городе Тобольске Тюменской области. Позже семья переехала в Фергану, где отец служил в театре, а мать работала гримером. Впервые на подмостки Александр вышел еще в пятилетнем возрасте, но к актерской карьере он не стремился — в школе занимался спортом, увлекался музыкой. По настоянию отца пытался поступать в театральное училище имени Щепкина в Москве — провалился. Зато успешно сдал экзамены на факультет физкультуры местного пединститута. Профессионально занимаясь фехтованием, он получил звание мастера спорта. Поначалу даже хотел связать свою жизнь со спортом, но все же через год вновь отправился в Москву и поступил в ГИТИС, на курс И. Раевского.
«Я не сразу понял, какое это было великое счастье, когда к нам в “Ленком” пришел этот долговязый, немного странный, но очень милый парень, — рассказывал Марк Захаров. — В то время Абдулов еще учился на четвертом курсе ГИТИСа, но мы тут же дали ему главную роль в спектакле по повести Бориса Васильева “В списках не значился”. Однако не стану скрывать: в самом начале присутствие Саши в “Ленкоме” не раз ставилось под сомнение. В голове у него гуляли самые разные ветры: случалось, опаздывал на репетиции, влипал в разные истории, из которых его приходилось вытаскивать. Время от времени мне доводилось выступать в качестве психотерапевта. Но в какой-то момент в нем что-то переключилось, и Саша стал олицетворением профессиональной надежности».
В «Ленкоме» Абдулов нашел не только свое место в искусстве, но и свою половинку – актрису Ирину Алферову. На протяжении 15 лет их пара считалась самой красивой и удачливой, что в сознании народа было закреплено культовым фильмом «С любимыми не расставайтесь!», где актеры сыграли главные роли.
В начале 90-х семья артиста оказалась в центре нескольких скандалов. Поначалу журналистка Дарья Асламова опубликовала отрывки из своих «постельных» мемуаров «Записки дрянной девчонки». Среди соблазненных был и Абдулов. «Не отрицаю, что описанное ею в принципе могло быть, хотя я ее не помню. Ну, не помню, честное слово! – заявлял Абдулов. — Я нормально отношусь к такой, как теперь говорят, любви по-быстрому. Правда, легкое недоумение вызвала такая деталь: она пишет, что я ласкал ее колени под столом. Могу показать, какой огромный стол у нас стоит в кабинете: во-от такой! Сколько бы я ни пробовал ласкать под ним чьи-то колени — не получится, разве только если приподнять его».
Вскоре Алферова снялась в клипе певца Александра Серова — сразу же возникли слухи об их возможном романе. А потом Ирина рассказала, что с Абдуловым они, наконец, официально разведены и ничем значительным в своей жизни бывшему мужу она не обязана. Но разошлись две суперзвезды без скандалов. Больше того, продолжали играть в кино и театре, например, в нашумевший спектакль «Все проходит» Абдулов-продюсер пригласил себе в партнерши именно Алферову.
«Абдулов и женщины — это вечная тема»
После развода Абдулов со временем связал себя гражданским браком с балериной Галиной Лобановой, однако крайне редко показывал новую пассию на светских раутах, в прессе. Но и это счастье закончилось, расстались актер и балерина тихо, Галина уехала в Канаду. Абдулову стали приписывать один роман за другим, однако в течение двух лет его постоянной пассией была журналистка отдела моды мужского журнала Лариса Штейнман. После того как их отношения закончились, женщина, повинуясь душевному порыву, поведала о своем романе с «волком-одиночкой», как она называла Абдулова. По признаниям Штейнман, актер был абсолютным холостяком, которому никто не был нужен: «Ревновать к нему — все равно что плакаться: почему же елка колючая? Абдулов и женщины — это вечная тема. Если ему нравится женщина — Абдулов будет обладать ею, какой бы ценой это ни измерялось».
Молодая брюнетка Юлия Милославская была знакома с артистом, еще будучи женой его друга. Поначалу они скрывали свой роман, и Абдулов отшучивался: мол, Юлечка — моя племянница. Но потом артист официально объявил девушку своей женой, а затем она родила ему дочку Евгению.
Самой значительной своей ролью в театре актер считал Алексея Ивановича в театральной версии Марка Захарова по роману Достоевского «Игрок» — спектакле «Варвар и еретик». Этого персонажа он считал близким себе по духу. «Я по натуре игрок», — говорил актёр.
Зрители обожали артиста и его работы. «Помню, когда мы впервые привезли “Юнону и Авось”, то десятки сотен молодых людей выламывали двери Дворца культуры имени Горького, потом минут тридцать-сорок их ловили по всему ДК, — вспоминал Абдулов. — Однажды я просто обалдел. До начала спектакля минут сорок, я поднимаю голову, а на колосниках лежит человек двадцать. Так конкретно в балках лежат. А могли запросто грохнуться на сцену».
Последняя большая роль Абдулова в кино — художник-эмигрант Алик в фильме Владимира Фокина «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны» по роману Людмилы Улицкой. Злая ирония судьбы в том, что по сюжету картины Алик умирает от рака. Работа над фильмом была закончена в начале 2007 года — тогда Абдулов еще не знал о своем страшном диагнозе. Съемки давались ему нелегко — хотя бы потому, что у него был очень сложный грим.
Над картиной «Лузер» Абдулов работал до самой смерти — монтаж фильма был закончен 27 декабря 2007 года. Абдулов целыми днями пропадал в монтажной студии — половину своей роли он успел озвучить сам, а остальное «вытянули» из черновых записей голоса. Артист успел увидеть готовый фильм — ему принесли коробку с дисками и он забрал несколько дисков, чтобы подарить друзьям. Умер Абдулов 3 января 2008 года.
Подготовила Лина Лисицына,
по материалам «Итоги» (itogi.ru), Greenmama.ru, «Сегодня» (segodnya.ua)