Не тревожьте вечный сон

0

Эту историю мне рассказал приятель Руслан. Когда-то в молодости он руководил секцией юных туристов.

Несколько лет тому назад, летом, отправился Руслан с группой из десяти любознательных краеведов на занятия в один из районов Татарстана (Россия). Разбили лагерь недалеко от реки Камы и занялись картографическими работами – подростки двенадцати-пятнадцати лет должны были сами составить карту местности, а заодно «найти» место древнего поселения по остаткам крепостного вала, который обычный человек не отличил бы от длинного холма.

Так как в группе у Руслана все дети занимались хорошо, то на второй день карта уже была составлена, вал обнаружен, определены границы поселения и даже места расположения некоторых домов. Ну, а вечером, естественно, развели костёр, горланили песни под гитару…

И вот, когда уже совсем стемнело, обнаружили, что пропал мальчик по имени Кеша. Вроде бы он только что здесь был, а теперь – нет. Покричали, покричали – нет ответа, пошли искать. Ходили около получаса.

Чтобы лучше было видно, полезли на вал. Тут из-за вала вспыхнул синеватый свет, и появилось страшное существо, похожее на человеческий скелет с крыльями. Девочки, а их было в группе 6 человек, заорали так, что у Руслана волосы на голове дыбом встали. А пацаны почему-то только посмеивались.

Оказалось, что они ещё днём задумали шалость – как следует напугать девчонок. Вышло так, что на речном берегу они нашли останки человеческого скелета, вымытого из-под глины на месте древнего захоронения речной водой. Забрав череп, мальчишки насадили его на деревянный шест, а из прутьев и рогоза скрутили туловище с крыльями. Ночью Кеша потихоньку ушёл к валу и спрятался там с этим пугалом, а когда услышал рядом девчонок, подсветил фонариком и поднял фигуру чучела вертикально.

Когда девочки успокоились, а мальчики получили нагоняй, отправились спать.

На следующий день Руслан решил провести беседу о дисциплине, а также расспросить мальчишек, где они нашли кости. Изъятие чего-либо из земли на этом участке приравнивалось к несанкционированным археологическим раскопкам и каралось серьёзным штрафом. Нужно было проверить, не видел ли кто возню с черепом, ведь местные рыбаки могли и «настучать».

Однако воспитательную работу провести не удалось. Стало происходить нечто странное — у мальчишек начались сильные боли в спине, они не в силах были даже выйти из палатки. Двое могли ползать на четвереньках, а двое – только перекатываться с боку на бок. Будто у всех четверых возникли симптомы острого приступа радикулита.

Ребят укрыли потеплее, а девочки остались за ними присматривать. Руслан же отправился в ближайшую деревню, чтобы найти какой-нибудь транспорт для госпитализации. Радикулит не мог согнуть несколько человек одновременно, поэтому было подозрение на какое-то отравление с осложнением в работе опорно-двигательного аппарата. Но в целом мальчики чувствовали себя нормально, если не двигались.

До деревни было около часа пешего хода. И когда Руслан  шагал по пыльной грунтовой дороге, его догнала машина. Это ехал сельский мулла, он согласился подвезти путника. Руслан рассказал ему о том, что заболели дети и нужна помощь.

Когда мулла узнал, в каком месте всё это приключилось, то стал подробно расспрашивать о симптомах и потом даже напрямую спросил, не рылись ли дети в земле. Пришлось всё рассказать, мулла укоризненно качал головой и сказал, что нужно заехать к старейшине деревни.

Старейшина, худой татарин, как будто поджидая гостей, сидел на скамейке возле дома. С ним поздоровались, обрисовали ситуацию. Старейшина рассказал, что на том месте, где дети нашли кости, раньше было старое удмуртское кладбище. Удмурты-язычники не поклоняются Аллаху, поэтому их души могут бродить возле кладбища много-много лет. А то, что произошло с мальчиками — проклятье, называемое «мыж». Духи насылают его на тех, кто спит на древних могилах или, что хуже всего, трогает кости. Способ излечения не известен, нужно искать удмуртского знахаря.

Удмуртских деревень в этом районе не было уже несколько веков, поэтому вариант со знахарем отпадал сразу. Руслан решил звонить из сельсовета в «скорую помощь», мобильный телефоны работали там с сильными перебоями. Но на медицинской станции ответили, что в такую даль, да ещё без адреса машину не отправят — звоните в МЧС. Те же, в свою очередь, ответили, что раз не пожар и не стихийное бедствие — то звоните в «скорую помощь». В общем, ситуация знакомая.

Мулла уж было согласился довезти детей на своей разваливающейся легковушке до города, но тут к сельсовету пришёл старейшина с женой и сыном. Женщина рассказала, что такая же беда и в том же месте случилась с её отцом – он был гончар, и в молодости разрубил лопатой череп, торчащий из земли, когда копал глину. Не мог подняться на ноги больше двух недель, пока череп и остальные кости не выкопали и не захоронили на мусульманском кладбище по всем обычаям, но и потом мучился спиной, если долго не молился за умерших родственников. Она попросила муллу сделать то же самое с костями, найденными детьми, в помощь давала сына. Мулла что-то пытался сказать про «кости неверных», но старейшина отвел его в сторону и как-то уговорил.

Весь оставшийся день копали могилу на кладбище. Потребовалось втайне от сельчан искать гарантированно свободное место, но старейшина помог и в этом. Руслан предложил просто выбрать землю на два штыка лопаты, ведь голые кости не займут много места, но старейшина велел копать «по-настоящему». На следующее утро с осторожностью археологи извлекли из берега скелет, добавили к нему злополучный череп, примотали тканью к носилкам и отвезли до кладбища. Мулла совершил все необходимые процедуры и обещал приехать завтра в лагерь, на случай, если всё это не поможет.

Хвала Аллаху! Помогло! В этот же день боль отпустила всех четверых, к вечеру уже могли ходить с палками в руках, а наутро уже были здоровы. С тех пор Руслан, будучи историком-археологом, больше не выбивает гранты на раскопки, а предпочитает собирать фольклор.

По материалам strashno.com.ua

Поделиться.

Комментарии закрыты