Как Рождественский пост связан с Рождеством и как нужно поститься?
28 ноября начался Рождественский пост. Его продолжительность составляет 40 дней. Он начинается на следующий день после памяти апостола Филиппа и поэтому часто именуется Филипповым.
Первые упоминания о посте перед Рождеством встречаются в проповедях свт. Иоанна Златоуста (нач. V в.), хоть он напрямую и не говорит о воздержании от пищи, но указывает на необходимость особого очищения перед праздником. В это же время возникает особый период подготовки к Рождеству Христову в западной церкви – некоторые указание на это встречаются, например, в проповедях свт. Григория Двоеслова.
Как на Западе, так и на Востоке у этих периодов менялась и форма, и продолжительность. Окончательно эти периоды сложились только к Х веку. На Западе время перед Рождеством носит название Адвент и продолжается четыре недели, а на Востоке – Рожественский пост, который длится сорок дней.
Почему постных дней столько? Еще в Ветхом Завете пост пророка Илии длился сорок дней (3 Цар. 19:8). Спаситель перед выходом на общественное служение тоже постился 40 дней. Именно поэтому сначала был установлен Великий пост, а потом в подражание ему – сорокадневный Рожественский пост. Вероятно, это связано с тем, что Рождество Христово почиталось как Малая Пасха, а Рождественский пост – как малая Четыредесятница (именно так этот пост иногда называется в наших богослужебных книгах).
Как богослужения Великого поста готовят верующих к празднованию Светлой Пасхи, так и в период Рождественского поста многие песнопения посвящены грядущему празднику.
Уже в праздник Введения во храм пресвятой Богородицы (4 декабря н. ст.) на праздничном богослужении звучат рождественские песнопения – ирмоса рождественского канона «Христос рождается – славите, Христос с небес – срящите (встречайте)». В богослужениях других дней Рождественского поста также очень часто встречаются предрождественские мотивы. Вот, к примеру, одно из песнопений праздника свт. Николая Мирликийского (19 декабря н. ст.): «Пещера, благоукрашайся, ибо Агница идет, неся во чреве Христа; ясли же, принимайте словом Освободившаго от неразумных деяний нас, на земле рожденных. Пастухи, играя на свирелях, свидетельствуйте о чуде страшном; и волхвы из Персии золото, и ладан, и смирну Царю принесите». И таких предрождественских меток в богослужениях периода Рождественского поста очень много.
Неслучайно, что и память нескольких ветхозаветных пророков празднуется именно в этот период ожидания Спасителя. Также всем пророкам, и праведным отцам, и матерям Ветхого Завета посвящены два последних воскресенья перед Рождеством, они носят название Неделя (воскресенье) святых праотец и Неделя святых отец.
Больше всего предрождественских песнопений поется в последние пять дней поста, которые называются предпразднеством Рождества Христовы, они и по форме, и по содержанию напоминают песнопения Страстной седмицы.
Что же касается гастрономической составляющей Рождественского поста, то указания устава достаточно сложны. Они формировались с учетом различных монастырских практик и даже сегодня оставляют место для различных трактовок. Если же говорить в общем, вкушение рыбы разрешено в субботу и воскресенье, а также в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, в какой бы день недели он ни выпал. Рыбу также можно есть во вторник или в четверг, если в этот день будет какой-нибудь праздник. Если же праздника нет – тогда едим пищу с растительным маслом. В понедельник, среду и пятницу уставом предписано есть пищу без масла, а если выпадет праздник, тогда вкушать пищу с растительным маслом. При решении вопроса, как поститься, нужно не забывать, что устав имеет монастырское происхождение, следовательно, он составлен для монахов, и поэтому решать, с какой строгостью поститься, нужно исходя из своего состояния здоровья и советуясь с духовником или священником в вашем храме.
Однако, нужно помнить, что гастрономическая часть поста не есть самоцель, гораздо важнее внутреннее состояние души. Не зря же преподобный Иоанн Дамаскин писал, что если пост заключался бы только в еде, святыми были бы даже коровы.
Александр Адоменас, http://pravlife.org