Глыбы могут «стонать» и «говорить», а в зданиях поют даже ступеньки
О скалах, которые умеют «говорить», «петь» и «стонать», в легендах разных народов можно найти немало любопытных сведений. Так, южноамериканские индейцы, жившие по берегам реки Ориноко, были убеждены, что это души умерших поселяются в скалах. И время от времени люди слышат их стоны.
Край звенящих камней
В Югославии одно из мест близ Куршумлии долгое время считалось дьявольским. Каменные фигуры, созданные старанием ветра и влаги, по ночам издавали различные звуки, пугая суеверных людей, для которых эти звуки были кознями нечистой силы. Похожее место существует в каменистой пустыне Мохаве в американском штате Калифорния. Среди бесчисленных камней есть один, напоминающий пирамиду, поставленную основанием вверх. Этот священный камень индейского племени апачей прозвали Поющим. В полнолуние старейшины племени приходят к глыбе, в молчании рассаживаются у подножия и разводят костер из веток ароматических растений. Когда дым окутывает камень, тот начинает… петь! Издаваемые им звуки, конечно, не похожи на обычное пение, скорее, это свист и шорохи, но для апачей они исполнены глубокого смысла. К этому камню редко попадают туристы: стоит установить в пустыне Мохаве указатель «Поющая глыба», как неведомые силы поворачивают его в ложном направлении.
Недалеко от Алма-Аты, на правом берегу реки Или, есть своя знаменитая поющая гора. Достаточно сбежать с нее, как она начинает издавать звуки: вначале тихо, затем все громче и громче, и, наконец, звучит с такой силой, что слышно за многие километры… Джебель-Накуг (Колокольная гора) на берегу Красного моря также с давних пор овеяна легендами. Когда человек взбирается на ее вершину, песок будто стонет под ногами. В недрах этой горы, считают жители Синайского полуострова, спрятан большой монастырь. В урочный час гудят его подземные колокола, призывая монахов к молитве. Тогда вся гора начинает дрожать от этих мощных звуков…
В 35 км от Кабула есть гора Рег-Раван. Подобно Джебель-Накугу, когда несколько человек сходят с нее, раздается звук, похожий на барабанный бой. В американском штате Пенсильвания, в районе реки Делавэр, находятся так называемые звенящие скалы. В штате их так много, что можно, пожалуй, говорить о целом комплексе феноменов. Наиболее известные звенящие скалы расположены в округе Бакс, их называют Сад камней, а в Бриджтон-тауншип — просто Звенящие скалы. Есть такие скалы недалеко от Поттстауна, в округе Франклин, где их именуют Кольцом Дьявола. В этих местах скалы звенят, как колокола, а вот поющими их называют потому, что на них можно подобрать обломки по тембру и выстукивать по ним мелодии деревянными палочками. Звенящие и поющие скалы имеют различную форму и величину — от небольших камешков до огромных неровных глыб весом в несколько тонн. Их красно-бурый цвет отличается от цвета стоящих рядом, но не звенящих, скал, хотя все они имеют один геологический возраст и состоят из одной горной породы — диабаза. Звенящая скала в районе урочища Аппер Блэк Эдди стоит на пологом склоне невысокого холма. Несмотря на то, что весь склон порос густым лесом, поляна со скалой совершенно лишена растительности: лишь редкие лишайники попадаются иногда на теневой стороне валунов. На этом участке склона нет даже птиц. У звенящих скал Пенсильвании есть еще одна любопытная особенность: они лишены угловатости, столь характерной для осколочных пород. Самое странное и необъяснимое, пожалуй, то, что большинство поющих камней имеет небольшие углубления в форме блюдца или странные неровные каналы, входные отверстия которых расположены на боковых и нижних поверхностях.
Музыкальные ступени
Известны не только природные поющие камни, но и рукотворные сооружения. Южноиндийские мастера с давних времен были знакомы с искусством обработки камня, в особенности гранита, который громко звенит при ударе. В умелых руках каменщиков гранит после кропотливой обработки приобретал резонирующие свойства. Часть блоков начинала гудеть на низких октавах, другие чисто и нежно звучали звуками, которые постепенно замирали где-то в глубине.
В окраинах тамилнадского городка Тарасупурама есть старинный храм, ступени которого выложены плитами из «музыкального» камня, при этом каждая ступенька звучит не так, как соседняя. Вызывает искреннее удивление умение мастеров подбирать плиты по толщине, плотности, компоновать их. Постукивая палочкой по ступенькам, можно почувствовать нескладную гамму.
Приблизительно в 30 км на юг от Мадраса, в местности Тируккажикуррама на небольшом холме Санджив среди сотен плит храма Шивы можно найти и «музыкальную», которая начинает звенеть при прикосновении.
Есть в храмах и «музыкальные» колонны. Отдельные колонны и целые группы находятся в небольшом тамильском городке Тадикомбу, в Сучинраме возле Тривандрума, в городе Калакаду. Они невысокие — 1-2-метровые; в основе и в верхней части украшены изысканным орнаментом из каменных цветов и мифологическими изображениями. Одна из таких «музыкальных» колонн украшает знаменитейший храм богини Минакши в городе Мадурай (штат Тамилнад). Она одновременно и несущий конструктивный элемент, и музыкальный инструмент. При обработке каменного блока нужно было рассчитать все так, чтобы колонна выдерживала огромную нагрузку и не утратила резонирующих свойств. Неизвестные мастера с блеском справились с этой задачей: колонна звучит даже при легком прикосновении к ней.
Прославился своими «музыкальными» колоннами и храм Виттала (штат Карнатака). Королевский зал сооружения не имеет внешних стен: его каменная кровля опирается на 56 гранитных колонн. Если ударить по любой из них рукой или каким-то легким предметом, то раздаются звуки бубна, барабана, духовых или струнных музыкальных инструментов. Такие же звуки возникают при прикосновении к колоннам пещерного храма Махавира в Эллори (штат Махараштра), сооруженного в 814 г. н.э.
По материалам «Тайные миры» (secretworlds.ru)