Своеобразным символом и призом игры «Что? Где? Когда?» все годы её существования служит сова. Почему – понятно: сова – символ мудрости. Но почему она считается мудрой?
Для начала — небольшое уточнение: интеллектуальная телевизионная игра «Что? Где? Когда?» впервые вышла в эфир 4 сентября 1975 года, а приз «Хрустальная сова» был учреждён лишь в 1984 году. Да и «Знак совы» – первую почётную награду лучшему знатоку клуба (её первым обладателем стал Александр Бялко) – вручали не с самого начала, а с 1981 года.
Основная причина, почему сов (кстати, птиц не таких уж и умных, с воронами или попугаями их не сравнить) считают мудрыми, связана с исторической ассоциацией. Эта птица является атрибутом самой разумной обитательницы древнегреческого пантеона богов Афины Паллады, носившей эпитет «совоокая», и её древнеримской «коллеги», богини мудрости Минервы. У римлян даже бытует поговорка: «Сова Минервы летает по ночам», что означает: хорошие идеи приходят чаще всего ночью.
Изображения богини Афины, покровительницы города, и её крылатой спутницы чеканились в Афинах ещё в V в. до н. э. на серебряных монетах в 4 драхмы, именовавшихся в просторечии «совами». Изображением совы был отмечен и древний герб Афин. А позднее афинами – Athene – назвали по-латыни сычей из семейства совиных, которые в большом количестве гнездились в Акрополе и находились под строгой охраной. Перед битвой греческие воины с надеждой всматривались в ночное небо: если над их лагерем пролетала сова, это воспринималось как предзнаменование победы.
И всё же: почему именно сова стала символом мудрости и познания? Скорее всего, это связано со способностью птицы прекрасно видеть (хотя точнее будет – слышать) и ориентироваться ночью, в кромешной темноте (древние греки считали, что ночное видение даёт птице магический «внутренний свет»).
Её природное поведение напоминало эллинам образ жизни философов, стремящихся к уединению. Им казалось, что совы с их мудрым, проницательным взглядом знают то, что людям не дано знать. А тайное всегда пугало человека, недаром Овидий в своих «Метаморфозах» называл сову «вещуньей грозящего горя».
Но если для древних греков и римлян сова была всё же преимущественно положительным персонажем, то многие другие народы связали птицу со смертью и оккультными силами. Таковой её считали, к примеру, в Древнем Египте, Центральной и Северной Америке, Японии. Ничего удивительного: на это повлияли ночной образ жизни совы, её бесшумный полёт в темноте и терпеливое выжидание добычи, светящиеся глаза, жутковатый крик…
Кельты называли её трупной птицей, христиане Европы принимали за ведьму, летящую во мраке ночи на шабаш. Воплощением зла, вестницей смерти, сообщницей нечистой силы считали сову древние славяне, индусы, китайцы. Собственно, во многих традициях сова, которой приписывали дар пророчества, несла угрозу, пророчила беду, олицетворяла грусть, ностальгию, опустошение и одиночество.
Одновременно с этим существовало и почтительное отношение к птице тьмы. Сибиряки верили, что сова может защитить своего хозяина от злых духов. В мифах славян она ассоциировалась с тайными знаниями и богатством, выступала в роли хранительницы магической разрыв-травы, помогающей отыскать спрятанные под землёй сокровища. Кроме того, славяне использовали дым от сожжённых когтей и костей филина и совы против нечистой силы.
У индусов один крик совы означал смерть в семье, но два – удачу в деле, три крика – скорую свадьбу в доме.
В культурах многих племён американских индейцев сова олицетворяла сверхъестественное знание, пророчество, магическую силу. У древних майя она была символом власти, её изображения остались на барельефах правителей. У индейцев зуни перо совы считалось магическим талисманом, матери клали его возле ребёнка, чтобы тому было легче уснуть. У племени дакота сыч «работал» духом-защитником храбрых воинов.
Словом, совы «обросли» многочисленными мифами и суевериями, зловещими и счастливыми.
В средневековой Европе, однако, возобладала позитивная античная символика совы – такой мудрой прорицательницей она присутствует, в частности, на изображениях святого Иеронима. В средневековых алхимических трактатах появилась эмблема, изображавшая сову в очках и с зажжённым факелом в лапах. Позднее эмблема совы, сидящей на стопке книг, стала символом книжной мудрости, эрудиции и просвещения. Её использовали, да и продолжают использовать, многие университеты, библиотеки, типографии, клубы, музеи, ряд научных и просветительских организаций.
Маргарита Дорштейн, РГ/РБ ( http://rg-rb.de )