Дом, где сварили бога

0

Парижский дом номер 24 по улице Архивов известен под названием «Дом, где сварили бога». История этого названия восходит к XIII веку. В 1215 году в Риме прошел очередной вселенский собор католической церкви. Среди принятых на нем решений была и так называемая «доктрина о пресуществлении», согласно которой вино и хлеб в ходе таинства евхаристии (причастия) становятся кровью и телом Иисуса Христа.

 

Похищение святых даров

Витраж церкви Сент-Этьен-дю-Мон

Вскоре после этого события в европейских народных верованиях распространился сюжет о похищении гостии – хлеба, используемого при причастии. Якобы различные ведьмы и колдуны мечтают завладеть гостией после того, как во время богослужения она пресуществилась (превратилось) в тело Христово, и использовать ее для своих темных обрядов.

Но, так как считалось, что пресуществление происходит только в последний момент перед тем, как священник дает гостию прихожанину, достать ее для колдуна было делом трудным. Единственный возможный способ состоял в том, чтобы каким-то образом договориться с одним из прихожан, чтобы тот не глотал доставшуюся ему гостию, а держал ее во рту, а вернувшись из церкви, отдал бы колдуну.

Католическая церковь осуждала подобные действия, так как, по ее мнению, в данном случае подвергалось осквернению само тело Христово. В «Кодексе канонического права» и сейчас есть статья, определяющая наказание за осквернение гостии: «Кто выбрасывает святые дары либо похищает или удерживает их со святотатственной целью, тот подлежит отлучению по заранее вынесенному судебному решению, сохраняемому за апостольским престолом».

Особым вариантом сюжета о краже гостии стали рассказы, где главными героями выступали евреи. Предания о кощунстве, совершенном евреями над гостией, были распространенным видом антииудейской церковной пропаганды. Часто распространение слухов о том, что местные евреи похитили и осквернили гостию, становилось поводом для массовых убийств евреев или же их изгнания.

Обвинение евреев в осквернении гостии встречались как среди католиков, так и у англикан, и лютеран. В XIX веке в осквернении гостии стали наряду с евреями обвинять и масонов. Последняя казнь евреев по приговору суда за осквернение гостии произошла в городе Нанси (Франция) в 1761 году. Последний случай такого обвинения засвидетельствован в трансильванской деревне Бырла в 1837 году.

Хлеб истекал кровью

Парижская же история, благодаря которой появилось название дома на улице Архивов, изложена в средневековой пьесе «Тайна святой просфоры». Дело было в 1290 году. Согласно легенде, на месте нынешнего дома 24 стоял дом еврея-ростовщика Якова Муссе. Одна женщина взяла у него в долг 30 парижских солей (французская средневековая монета), оставив в залог свои лучшие наряды.

Однако, когда пришло время праздника Пасхи, женщина захотела пойти в церковь в этих одеждах, чтобы не было стыдно перед соседями, но вернуть долг к этому времени не могла. Тогда ростовщик предложил ей сделку: он отдаст женщине ее одежду, если та взамен принесет ему гостию, полученную во время пасхального причастия. Должница так и сделала.

Когда женщина ушла, Яков, созвав детей и жену, объявил им, что намерен выяснить, действительно ли хлеб превращается в тело христианского бога. Он начал колоть гостию ножом, и из хлеба стала сочиться кровь. Испуганные жена, дочь и сын умоляли его остановиться, но Яков продолжал наносить удары по гостии ножом, мясницким секачом и копьем. Но ему не удавалось разрубить гостию, которая лишь продолжала истекать кровью. Наконец, он бросил хлеб в котел с кипящей водой. Гостия взлетела в воздух, и над котлом возник образ распятого Христа.

Испуганный еврей спрятался в своей кровати, а остальные члены семьи покинули дом. На улице они встретили людей, возвращавшихся с пасхальной службы. Сын Якова рассказал о случившемся соседке. Она, заинтересованная этой историей, проникла в дом, увидела крест над котлом и парящую в воздухе гостию. Женщина забрала хлеб и отнесла в ближайшую церковь Сен-Жан-ан-Греве, рассказав обо всем священнику.

После чуда приняли христианство

О происшествии в доме еврея стало широко известно, ростовщика схватили и, признав виновным в святотатстве, сожгли на Гревской площади. Жена же его и дети под впечатлением от чуда гостии приняли христианство. Сама же гостия хранилась потом в церкви Сен-Жан-ан-Греве до времен Великой французской революции. Сходную версию этих событий рассказывает хронист Ян ван Тилроде. По его словам, еврея-ростовщика звали Ионафан бен Хайм, а гостию еврей получил от служанки по имени Мария Отьер.

История о сваренной гостии отражена в произведениях церковного искусства. В частности, фигуру распятого Христа, возникшую над кипящим котлом, изображает один из витражей в парижской церкви Сент-Этьен-дю-Мон. Сбоку изображены сцена сделки еврея и женщины и момент, когда женщина получает причастие. А витражи церкви Сент-Элуа в Руане последовательно показывали всю историю и были снабжены стихотворными подписями.

Дом казненного еврея был разрушен, и на его месте установили часовню. С 1299 года она по велению короля Филиппа Красивого была передана членам недавно основанного ордена госпитальеров Милосердия Богородицы, чтобы те устроили там регулярные богослужения. Со временем вокруг часовни возник монастырь и кладбище. Горожане, естественно, называли его «домом, где сварили бога».

С 1633 года монастырь принадлежал ордену кармелитов. Во время революции церковь и монастырь были закрыты, а здания их проданы частным владельцам. В 1808 году с разрешения Наполеона городские власти продали здание церкви на улице Архивов лютеранской общине. С тех пор и по сей день там расположен лютеранский храм.

Максим Руссо, «Полит.Ру»

Поделиться.

Комментарии закрыты