Как происходит схождение Благодатного Огня

0

Чудо или фальсификация?

Что такое Благодатный Огонь? Этот вопрос будоражит умы ученых с давних пор, а паломники преклоняются перед этим явлением уже более тысячи лет.

Это необъяснимое явление известно человеку с незапамятных времен. Благодатный Огонь нисходит от Гроба Господня в иерусалимском храме Воскресения Христова в канун православной Пасхи и только в присутствии православных священнослужителей. Однако свидетелями чуда являются отнюдь не одни православные, которые принимают Огонь в храме, разделённом между представителями различных деноминаций и вероисповеданий.

Католики отрицают
Представители римской церкви свидетельствовали о чуде Благодатного Огня ещё на заре христианства. Одно из первых свидетельств содержится в записках западной паломницы Сильвии Аквитанской (IV в.). Латинский монах Бернард (около 865 г.) пишет: «В святую субботу, которая есть канун Пасхи, служба начинается рано и по совершении службы поётся «Господи, помилуй!» до тех пор, пока, с пришествием ангела, возжигается Свет в лампадах, висящих над Гробом».
Отпадение римской кафедры от вселенской церкви началось в IX веке и окончательно завершилось в XI веке. В 1099 г. Иерусалим был завоёван крестоносцами и храм Гроба Господня перешёл под папский контроль. Церемония явления Святого Света того времени подробно описывается в одном из авторитетных исторических документов средневековья – свидетельстве русского игумена Даниила, которому удалось стать очевидцем чуда благодаря тёплому приёму со стороны царствовавшего в Иерусалиме латинского короля Балдуина I. В своих записях, наряду с критикой выдумок о Благодатном Огне, игумен Даниил отмечает, как сами загорелись православные лампады, находящиеся у Гроба Господня: «Благодатию же Божиею те три кандила (греческое, от монастыря Саввы Освященного и русское. – Ред.) возжглись… а фрязския (католиков-францисканцев. – Ред.) кандила повешены суть горе, а тех кандил ни едино не возгореся тогда».
В это время католики ещё принимали участие в церемонии схождения Благодатного Огня и одновременно с православными вели в храме свою службу. Однако в пределы кувуклии, где возгорался Огонь, никто из них до его появления не входил. Восточная православная церковь была представлена монахами монастыря Саввы Освященного, присутствие которых считалось обязательным.
Если отрицающие Христово Воскресение мусульмане пытались воспрепятствовать схождению, римский клир стремился избавиться от присутствия православных «еретиков» на нисхождении Святого Огня и вообще в принадлежавшем им ранее Храме Гроба Господня.
В 1187 г. последователи папства были изгнаны из Иерусалима и потеряли единоличный контроль над храмом Гроба Господня, а руководство римской церкви, похоже, сделало определённые выводы. В 1238 г. папа Григорий IX в одном из своих писем официально выступил против толкования «обряда» Благодатного Огня как чудотворного. Как пишет одна из католических исследовательниц вопроса Ольга Басий, «в связи с распространением неправильного понимания этого обряда». К сожалению, неизвестно, какие изменения произошли в понимании этого обряда, за исключением прекратившегося участия в нём местных католиков. С этого момента и до XX века Благодатный Огонь для римской церкви как бы перестал существовать, широкой общественности в этот период ничего о нём не было известно.
Архимандрит Троице-Сергиевой лавры, девять раз присутствовавший при нисхождении Благодатного Огня, с сожалением отмечает: «Католики занимают нейтральную позицию: опровергать факт нисхождения Благодатного Огня бессмысленно, невозможно, лучше молчать. И они умышленно замалчивают существование этого чуда, поскольку ничего другого им не остаётся. То же было и в апостольские времена: апостолам ведь запретили говорить об имени Иисуса. Доказать ложность Его учения было невозможно, можно было только запретить произносить Его имя».
Паломник Лев Тихонов пишет: «Я в Иерусалиме от местных православных жителей слышал, что католики – единственная из “апостольских” церквей… которая игнорирует схождение Благодатного Огня и считает всё происходящее “фокусами восточных схизматиков”. Косвенное подтверждение этому – прочитанный мною англоязычный францисканский путеводитель по святой земле, описывающий все археологические находки, все святыни и все обычаи вплоть до патриаршего крестного хода из Вифании в Неделю ваий. Точно так же в книжной лавке учёных-францисканцев, где он мною был куплен, обшаренной мною довольно капитально, ни в одном издании не упоминалось схождение Благодатного Огня».
Тем не менее, бывавшие в Иерусалиме католики узнавали о происходящем.
Любопытно отметить, какое чувство вызвало описываемое чудо у одного из непосредственных его свидетелей. Французская православная паломница Варвара Брюн де-Сент Ипполит (XIX в.) пишет: «На (разноплемённых паломников, ожидающих схождения Благодатного Огня. – Ред.) смотрели с любопытством католические монахи и иезуиты, между которыми находился и наш русский князь Гагарин, 18 лет тому назад перешедший в латинскую церковь… В ожидании знамения с неба всё смолкает, но ненадолго… Вот опять беспокойство – кричат, мечутся, молятся, волнуются… Наша миссия была на кафедре над царскими вратами; мне видно было благоговейное ожидание преосвященнаго Кирилла. Взглянула я также на стоявшего в толпе князя Гагарина. Лицо его мне хорошо было видно: оно выражало грусть; Гагарин пристально всматривался в кувуклию.
Вдруг из бокового отверстия показывается пук зажжённых свечей… Вверху кувуклии всё зажигается: лампады, люстры… Все кричат, радуются, крестятся, плачут от радости; сотни, тысячи свечей передают Свет одна другой. Суета… Арабы опаляют себе бороды, арабки подносят Огонь к обнажённой шее. В этой тесноте Огонь пронизывает толпы; но не было примера, чтобы в подобном случае произошёл пожар. Общего восторга описать нельзя, изобразить картину невозможно: это чудо неизобразимое!.. Все плакали от радости… Я нечаянно взглянула на князя Гагарина – вижу: у него градом текут слёзы и радостью сияет лицо… Как с этим выражением в одном и том же человеке соединить его вчерашнюю проповедь на Голгофе, которую он произнёс на французском языке и заключил так: “Теперь остаётся пожелать одного – чтобы мы все сделались католиками и покорились папе”».
Тем не менее, на протяжении ХII-ХХ вв. католики всё же присутствовали на литании Святого Огня, однако их функция сводилась к контролю за православными. Ещё в начале XX века, во времена Британского мандата, они вместе с армяно-григорианами обыскивали кувуклию и патриарха. Очевидец свидетельствовал: «Ещё в отдалённом прошлом тщательно наблюдалось за сим: турецкими властями производился строжайший обыск внутри часовни; по наветам католиков, доходили даже до ревизии карманов священнодействовавшего митрополита, наместника патриарха…» Иногда неприязнь распространялась и на обычных верующих. Так, один из русских паломников XIX в. писал: «Беды можно было ожидать от арабов католического исповедания, которыми внушено неверие в благодать Небеснаго Огня. Католическое духовенство всегда старается подстрекать их против православных, и редкое торжество проходит без бунта чрез католиков арабов».
Православные же упрекали представителей католицизма в том, что те являются единственной из представленных в Иерусалиме христианских конфессий, не признающей чудо Благодатного Огня. «В храме много мусульман. Они верят, что Священный Огонь приходит с Неба, и только католики отказываются признать это».
Но всё же почтительное отношение к Благодатному Огню представителей римской церкви, служивших в храме Гроба Господня, сохранялось и в это время. До наших дней Огонь, сошедший в Великую субботу, бережно сохраняется и все лампады в храме Гроба Господня зажигаются только от него. Это правило соблюдается и католиками. А ещё в начале XX века латинский клир, владеющий частью храма, со смирением принимал Благодатный Огонь от православного патриарха. Так, архимандрит Савва Ахиллеос, многократный очевидец схождения, писал: «Когда совершается служба Благодатного Огня в Великую субботу, на ней присутствуют все иноверцы: армяне, католики, копты, сирийцы… Иноверцы с большим смирением в этот день подходят к главе православной церкви. Они признают его как представителя истинной православной веры и как главу иерусалимской церкви, первым епископом и основателем которой был св. Иаков, брат Божий. Дух покорности выражается на их лицах. Они смиренно воздают патриарху дань уважения и чести. Только при таких условиях они получают Благодатный Огонь из рук патриарха».
Начиная с XX века и особенно последних его десятилетий, информатизация общества значительно изменила ситуацию – многие рядовые католики узнали о Благодатном Огне из первых уст, для консервативной католической прессы труднее стало обходить стороной события, происходящие в храме Гроба Господня в Великую субботу. При этом отсутствие или, точнее, двойственность официальной позиции папства в этом вопросе обуславливает исключительную широту мнений представителей католицизма. В тех случаях, когда порядочность общественных деятелей римской церкви и осведомлённость аудитории оставляют желать лучшего, можно услышать откровенную клевету. В одной из радиопередач католического радиоканала «София» (6.01.1997) обновленческий игумен Иннокентий (Павлов) объявил чудо Благодатного Огня «каким-то благочестивым сказанием о каком-то там схождении». Практикующий на радиоканале игумен, без всякого сомнения, прекрасно знает об этом ежегодно совершающемся чуде, но лжёт в угоду мировому экуменическому сообществу.
Католическая публицистка Ольга Басий в статье «Ещё раз о Благодатном Огне» попыталась представить чудо как обычный церковный обряд, проводимый «как на Западе, так и на Востоке». Между тем она была вынуждена обмолвиться о чудесной стороне «обряда»: «Распространялись народные поверия о том, что огонь самовозгорается из скалы или снисходит с неба». Удивительно даже не то, что «народное поверие» многократно зафиксировано на видеоплёнку, а то, что к разряду обольстившихся и обманутых «поверием» г-жа Басий, похоже, должна отнести и папу Урбана II, произнёсшего публично перед участниками крестового похода: «Поистине, в этом храме (Гроба Господня) опочивает Бог: в этом храме Он за нас умер и был погребён. Доселе не престает Он там являть Свои чудеса, ибо во дни святых страстей Своих, когда все огни погашены над Гробом Его и во храме, внезапно погашенные лампады возгораются. Чьё сердце, сколько бы оно ни было окаменелым, не смягчится таким явлением?» Видимо, спустя тысячелетие папа получил ответ на свой вопрос…

Явление благословения
Благодатный Огонь сходит в иерусалимском храме Воскресения Христова, в пещере, где Иисус, по преданию, был положен в гроб. После досмотра храма и опечатывания кувуклии (часовни над Гробом Господнем), храм наполняется паломниками, которые молятся вместе с православным духовенством (патриархом Иерусалимским) и просят Господа и Божью Матерь даровать Благодатный Огонь. С нетерпением ждут собравшиеся его схождения. Томительное ожидание может длиться пять минут, а может и до нескольких часов. Предваряя схождение, храм начинает озаряться вспышками. Паломники это время проводят в молитве. После в кувуклии появляется свет, а в храме звучит колокольный звон. Огонь быстро распространяется между людьми. Иногда отмечаются случаи самовозгорания свечей.
Людей, находящихся в это время в храме, переполняют непередаваемые и ни с чем несравнимые по своей глубине чувства радости и духовного успокоения. По словам тех, кто побывал на площади и в самом храме при шествии Огня, глубина чувств в этот момент была фантастической — из храма очевидцы выходили как бы заново родившимися и, как они сами говорят, духовно очистившимися и прозревшими.

Волшебные преображения
Случаются и более редкие чудеса. Съемка на одной из видеопленок свидетельствует о происходящих исцелениях. Камера демонстрирует два таких случая. У человека с изуродованным гниющим ухом рана, смазанная Огнем, прямо на глазах затягивается и ухо принимает нормальный внешний вид. Также показан случай прозрения слепого: по внешним наблюдениям у человека были бельма на обоих глазах до умывания Огнем.
Трудно перечислить все многочисленные события, которые происходят перед схождением Благодатного Огня и во время его горения. Однако одно заслуживает особого упоминания. Несколько раз за сутки или непосредственно перед схождением Благодатного Огня, в храме начинали мироточить иконы или фрески с изображением Спасителя. Впервые это произошло в Великую Пятницу в 1572 году, письмо-свидетельство об этом одного француза хранится в Центральной Парижской библиотеке.

Так в чем же загадка
Мало того, что Огонь непонятно как возгорается, так еще и обладает странным свойством — первые несколько минут он не обжигает. Вначале он не опаляет даже волосы!
С давних пор у этого явления есть многочисленные критики, отрицающие чудесную природу этого явления. Выдвигалось множество теорий, пытающихся пояснить искусственность его возникновения. Самовозгораться способно большое количество природных веществ. Это и белый фосфор, ряд эфиров органических и неорганических кислот, например эфир борной кислоты, который, к тому же, имеет очень низкую температуру пламени. Также высказывалась теория, что Огонь нисходит по протянутым шелковым нитям, смазанным бальзамовым маслом, натертым серой или другим горючим веществом.
Однако однозначного подтверждения или опровержения ни одной из теорий не получено до сих пор. Больше тысячи лет православные наблюдают схождение Благодатного Огня, и никто до сих пор не смог уличить духовенство в подтасовке. Так что же это — чудо или фальсификация — вопрос остается открытым.

Источник – «Эском-Вера» (rusvera.mrezha.ru), Mlady.net

Поделиться.

Комментарии закрыты