Кто спасет уникальный «монастырь» в Одесской области?

0

В Котовском районе Одесской области под изумрудно-зеленым пшеничным полем на окраине умирающего села Куйбышево таится самый, пожалуй, необычный исторический и архитектурный памятник региона.

Уникальный подземный «монастырь», построенный в начале XX века адептами религиозного движения иннокентиевцев – сторонниками «иеромонаха» Иннокентия Балтского (в миру Иван Левизор), объявившего себя чуть ли не воплощением Бога на земле, – долгие годы считался легендой, досужим вымыслом. Советская власть объявила иннокентиевцев опасной сектой и преследовала наравне с иеговистами и пятидесятниками.  Пещеры «Райского сада» не охранялись, никто не расчищал засыпанные кельи и ходы. Постепенно старикам, которые рассказывали о «городе под землей», перестали верить даже соседи.

И вот относительно недавно усилиями неравнодушных людей «монастырь» снова явил себя миру.

Энтузиасты предприняли раскопки и через обрушившийся свод одной из комнат на пятнадцатиметровой глубине проникли внутрь, освободив от грунта несколько десятков метров коридора. Об успехах копателей рассказали некоторые СМИ, после чего власти начали проявлять интерес к подземельям. Облуправление охраны памятников запустило процедуру внесения «Райского сада» в реестр культурного наследия, Котовский райсовет утвердил программу реабилитации памятника. А православный митрополит Агафангел (тогда еще эта местность входила в Одесскую епархию) благословил создание подземной церкви Святой Троицы. Казалось бы, вот-вот пещеры «Райского сада» обретут новую жизнь, уже православную, без иннокентиевских примесей. Однако процесс создания обители сначала замедлился, а потом и вовсе остановился. Вот уже четыре года, как прекращены работы по расчистке коридоров, в реестр памятник не попал.

На «родине Евы»

Остатки «монастыря» найти довольно непросто. На поверхности сохранился один из входов, но к нему еще нужно пробраться сквозь колючий кустарник и заросли крапивы. Впрочем, лезть туда смысла нет: три метра и утыкаешься в грунт. Современные иннокентиевцы используют получившуюся пещерку как «часовню» — подвесили лампадку, поставили иконки и приходят молиться.

Что касается раскопа, то он замаскирован разросшимся кустарником, да так, что даже наблюдательный человек пройдет мимо, не заметив ничего подозрительного. За зарослями находится глубокая яма — метров 15, не меньше, — которая укреплена грубо сколоченными досками. А сам лаз в подземелье перекрыт для пущей надежности стальной дверью с христианским крестом.

Сверху новодельная «церквушка», могила «архимандрита» Никодима, возродившего иннокентиевское движение; глубокий колодец, который, по слухам, ведет в «монастырь» (никто, правда, не проверял); малая и большая «часовни» с интересным резным декором, а также купель, в которой Иннокентий совершал ритуальные омовения своей паствы. Четыре года назад этот водоем был пустым, сегодня же он затоплен и порос камышом — нужно очень постараться, чтобы рассмотреть среди этого буйства зелени каменную облицовку стен.

В «часовне» есть колодец с чистой и вкусной водой —  некоторые верят, что она способна избавлять от всяческих хворей. Обращает на себя внимание необычный скульптурный «алтарь» (дело рук местных умельцев), возле которого висит ростовой портрет-«икона» отца Иннокентия. С канонической точки зрения — невиданное кощунство.

От возвышения, на котором стоит большая «церковь», ответвляется что-то вроде земляного вала. Слева и справа от него — котловины, а посредине вал пересекает глубокий овраг, заросший деревьями, бурьяном и крапивой. Спустившись в овраг, который селяне в дополнение к колючкам завалили строительным мусором, можно найти остатки каменных стен. Говорят, что когда-то здесь текла довольно полноводная река (Райская), которую запрудили строители «монастыря» — получилось богатое рыбой озерцо. Вал — это плотина, а каменная кладка — все, что сохранилось от искусно сделанного стока.

«Первого человека Адама Бог создал на горе Голгофа, что на западной стороне, а Еву — в пещере на горе Сион, что на востоке. Вот эта гора, — показывает на возвышение с «церковью» «матушка» Серафима, в миру Неонила Сафонова. — И сказала она, что будет это место забыто, а потом придут ее потомки и вернут горе былую славу. Здесь будет подлинный Рай, где спасутся праведники, когда настанет Судный день! Отец Иннокентий не по своей воле начал создавать этот монастырь, а выполнял наказанное свыше».

Крепкая еще 80-летняя женщина когда-то несла тяготы монашеской службы в одной из лавр Украины. В 1980-м году она уверовала в чудеса Иннокентия (говорит, после явления ей самого старца) и переселилась в Котовский район, где занимается натуральным хозяйством и наставляет на «путь истинный» односельчан и заезжих туристов. Несмотря на возраст, матушка сохранила удивительную ясность ума и поражает своей истовой верой. В ее системе мировоззрения нашлось место даже для журналистов — по словам Неонилы Платоновны, мы, журналисты, прибыли сюда не по собственной воле, а как одно из орудий всемогущего создателя. Рай ведь тоже нуждается в информационной поддержке!

До конца света, уверена Серафима, осталось совсем немного. Одессу, в частности, ждет гибель от воды и огня: «Поднимется море и затопит город. А потом ударит молния и воспламенит сероводород. И не будет никому спасения, кроме праведных людей, которые соберутся здесь, на горе Сион, в окружении святых мощей», — говорит Серафима.

Под землей

Беседу неожиданно прерывает группа крепких мужиков, приехавших на видавшей виды иномарке. Это те самые неравнодушные граждане из Котовска, которые пытаются раскопать «монастырь». Они называют себя православными и демонстрируют бумаги, подписанные Агафангелом, но не проявляют никакой нетерпимости по отношению к иннокентиевцам. Более того, мужчины привезли продукты для идеологически чуждой Серафимы: «Настоящая подвижница, таких сейчас не найти», — с уважением говорит руководитель «Религиозной общины подземной церкви Святой Троицы» Игорь Семенов.

Они открывают дверь с крестом, позволяя нам спуститься в освобожденную от грунта часть «монастыря». Коридор тянется, постепенно понижаясь, метров пятьдесят. По обе стороны — проходы в кельи, пока еще не расчищенные.

Катакомбы вроде как создавали неграмотные крестьяне, но качество работы потрясает. Коридор со сводчатым потолком прорыт в мягкой глине и облицован тремя рядами обтесанных камней, покрытых с внешней стороны штукатуркой. Создатели этого чуда не использовали цемента — блоки держатся за счет собственного веса. Каждый угол ровнехонько стесан. Там, где были двери, остались аккуратные пазы, а в своде проделаны вентиляционные отверстия.

Судя по сохранившейся схеме сооружения (точность плана, правда, оставляет желать лучшего — рисовали по памяти), его площадь — примерно 30 гектаров. Отдельные коридоры достигают длины 2,5 км. В «монастыре» было не менее восьми десятков келий, различные складские и служебные помещения, включая винный погреб, а также три «церкви», самая большая из которых имела свод высотой 15 метров. В катакомбах одновременно могли находится несколько тысяч человек!

На поверхности был разбит сад, окруженный хозяйственными постройками. Часть плодовых деревьев, посаженных Иннокентием и его сподвижниками, сохранилась до сих пор.

Легенда гласит, что в строительстве «монастыря» участвовал некий военный инженер из Германии.

«Рай» преткновения

В одном месте свод коридора угрожающе просел: «Это из-за сельскохозяйственных работ наверху, — поясняет Семенов. — Здешний фермер выгоняет на поле тяжелую технику, которая своим весом разрушает «монастырь». Собственно, из-за этого нам пришлось прекратить работы — никак не можем c ним договориться».

В начале этого года религиозная община обратилась в облуправление охраны культурного наследия с просьбой ускорить процесс внесения подземного «монастыря» в реестр памятников, а также принять меры по его спасению — в частности, остановить сельхозработы и изменить целевое назначение земли на историко-культурное.

Ведомство, которое тогда еще возглавляла Наталья Штербуль, написало по этому поводу в Котовскую райгосадминистрацию, но там заявили, что не имеют соответствующих полномочий, и посоветовали решать вопрос с Госземагентством.

Семенов с единомышленниками направили земельным чиновникам информационный запрос и получили ответ: разрешение на разработку проекта землеотвода участков в Куйбышево выдавали районные власти. Круг замкнулся…

Помочь могла бы церковь, однако после разделения Одесской епархии Куйбышево оказалось под юрисдикцией Балты, а тамошний владыка Алексий, в отличие от одесского Агафангела, интереса к раскопкам не проявляет. Оно и понятно — у него и без того проблемы с иннокентиевцами, претендующими на некоторые храмы. Попытка взять под свое крыло «монастырь» будет способствовать эскалации конфликта. Иннокентьевское движение сегодня насчитывает несколько тысяч человек, в основном граждан Молдовы и Румынии. Скандал может получить международный резонанс, который никому не нужен.

Балтский «гуру»

Движение иннокентиевцев нельзя назвать уникальным — оно было лишь одним из череды ответвлений православия, порожденных расколом XVII века и социальными катаклизмами начала века двадцатого. В Бессарабии и соседних областях в то время существовало множество еретических (по определению официальной церкви) групп: староверы поповского и беспоповского толка, а также хлысты, иоанниты, скопцы и молокане. Специалисты считают учение Иннокентия одним из вариантов хлыстовства, центральным элементом которого является вера в возможность воплощения Бога в человеке, именуемого христом (с маленькой буквы).

Иван (Иоанн) Левизор родился в 1875-м году в селе Косоуцы Бессарабской губернии — ныне Косэуць Сорокского района Молдавии. В отрочестве поступил послушником в Добржский монастырь, откуда был вскоре изгнан — за чрезмерное внимание, оказываемое слабому полу, хотя иннокентиевцы утверждают, что их будущий духовный лидер поплатился за свою кротость и смирение, которое вызывало зависть у развращенной братии.

После этого Левизор много путешествовал. Одно время жил в Санкт-Петербурге, где пел в архиерейском хоре и даже получил благословение от самого Григория Распутина.

Из столицы он переехал в Киев, а потом решил вернуться в Бессарабию. В начале 1908-го года Иоанн нашел приют в Балтском Феодосовском монастыре, где его постригли сначала в иеродиаконы, а потом в иеромонахи и нарекли новым именем — Иннокентием. Он получил право проповеди, причем читал их на молдавском языке.

В 1909 году произошло обретение и торжественное перенесение в Свято-Троицкий храм монастыря мощей местного святого Феодосия Балтского. Во время праздника Иннокентий неожиданно «начал творить чудеса, исцелял больных, предсказывал будущее». Позже он объявил себя исполненным Святым Духом и стал выступать с проповедями о близком конце света.

В Балту ринулись толпы верующих. Очень скоро в округе не было ни одного дома, где не стоял бы портрет новоявленного чудотворца. Говорили, что святой отец общается с самим Христом, а некоторые даже утверждали, что в лице Иннокентия на землю явился новый Мессия, что это то самое второе пришествие, предсказанное Новым Заветом.

Само собой, церковные власти не могли оставить это в стороне. Из Петербурга, чтобы изучить деятельность скандального проповедника, прибыла комиссия Священного Синода. Иннокентий тут же призвал своих сторонников отринуть официальную церковь и вернуться на путь первых христиан, спустившись в катакомбы. Так началось строительство «Райского сада». Первое время Иннокентий контролировал ход работ и даже производил «обряды крещения» в купели возле стройки (той самой, которую сейчас не видно из-за разросшегося камыша). В конце концов, балтского «гуру» объявили еретиком и сослали на перевоспитание в Муромский монастырь.

Движение, однако, разрасталось, и к 1912-му году иннокентиевцы закончили грандиозный подземный комплекс возле Бирзулы (Котовска).

Примерно тогда же томящемуся в неволе духовному отцу окончательно надоела ссылка. Он каким-то образом передал адептам весточку с просьбой «поднимать народ». Зимой 1912-го верующие отправились вызволять предводителя — пешком по заснеженным дорогам Российской империи. Дошли до места заключения Иннокентия 800 человек. Они осадили обитель и потребовали от настоятеля выдать опального монаха. Настоятель почему-то не вызвал казаков и выполнил требования толпы.

Верующие понесли Иннокентия домой, причем понесли в буквальном смысле слова — на ковре. Догнали их лишь в районе Белоруссии. «Представителя Духа Святого» арестовали и доставили в Соловки, где он покаялся и отрекся от учения. На родину Иннокентий Левизор вернулся только после падения монархии, в 1917-м году.

А через полтора года «мессия» погиб. По одним данным, был отравлен, по другим — зарезан в пьяной драке.

В «Раю» тем временем продолжали жить его последователи. В лихую годину Первой мировой там укрывалась добрая сотня дезертиров, во время Гражданской — беженцы. В подземелье появился тиф и туберкулез, вызванные сыростью и антисанитарией. Больных отправляли в специальную яму на самом нижнем ярусе, где только кормили…

В 1921 году на общину иннокентиевцев обратила внимание и советская власть. Верующих выслали, а некоторые вошли в коммуну «От тьмы к свету» в селе Липецкое. В 1952 году тогдашний глава молдавской компартии Леонид Брежнев обратился в ЦК КПСС с просьбой депортировать из Молдавии «антисоветские элементы», в том числе иннокентьевцев. Учет религиозных объединений в СССР в 1961 году выявил 15 общин иннокентьевцев. На конец 1970-х пресса сообщала, что движение «сошло на нет».

Сейчас община пытается добиться признания на официальном уровне.

Олег Константинов, Алексей Кравцов
«Думская»

Поделиться.

Комментарии закрыты