Почему союз вольных каменщиков оброс таким количеством мифов?
Как появилось масонство? Связаны ли политика и масонство? Чем же они занимаются в своих ложах? Об этом рассказала заведующая отделом Научного проектирования экспозиций и выставок Государственного Музея истории Марина Птиченко.
Легенда
— Марина Викторовна, каковы истоки масонского движения?
— Масонство официально заявило о себе как об организации 23 июня 1717 года. Дата считается отправной точкой современного масонства. Что же касается истоков, среди историков общепризнанным является факт, что корнями масонство уходит в средневековые цеховые артели строителей-каменщиков.
Представители масонского ордена отсылают нас к ветхозаветной истории, рассказывающей об архитекторе Хираме, которого царь Соломон пригласил на возведение знаменитого Иерусалимского храма. И сейчас при ритуале посвящения в степень мастера воспроизводится эта ветхозаветная история. Конечно, в самом Ветхом Завете мы не найдем легенды в том виде, в каком она принята в масонстве – там просто говорится, что царь пригласил некоего архитектора, поскольку тот был очень искусен и, видимо, славен в те годы.
Масоны расширили легенду. Хирам разделил всех пришедших строить храм (а их понадобилось очень много, поскольку Иерусалимский храм – одно из самых величественных сооружений древности) по квалификации: на учеников, подмастерьев и мастеров. Каждая категория получала свою мзду согласно квалификации. Чтобы не было путаницы между категориями, Хирам присвоил каждой из трех категорий определенное слово-пароль.
И, как это часто бывает, несколько учеников решили получить то, что им не положено, и выведать пароль мастеров. Когда Хирам во время вечернего обхода осматривал храм – три ученика, согласно масонской легенде, подстерегли его у храмовых ворот. Стремясь выведать у Хирама слово мастеров, первый ученик использовал молоток, второй – циркуль, а третий – наугольник: инструменты каменщиков (в разных легендах название их варьируют). Несмотря на полученные раны, Хирам не выдал заветного слова мастеров, и ученики убили его. Испугавшись содеянного, они закопали тело, отметив его веткой акации.
Обнаружив, что архитектора нет, царь Соломон собрал мастеров и отправил на его поиски. Мастера поняли, в чем дело, и надеялись, что архитектор так и не выдал слова-пароля. И на всякий случай условились: когда его найдут, новым словом-паролем станет то, что произнесут первым. Тело отыскали совершенно случайно: один из мастеров нечаянно ухватился за ветку акации, легко отделившейся от свежевскопанной земли. Первым словом, вырвавшимся у кого-то, стало: «Makbenach». Что означает: «Тело истлевает». Это словосочетание и стало паролем.
Такая расширенная легенда распространена в масонских кругах. Она и сегодня воспроизводится в ритуале при посвящении в третью степень масонства – степень мастеров.
Тайна масонов
— Как в масонстве появляются рыцарские степени?
— Масонство, как и всякое течение, является живым, со временем в нем появились новые элементы. Во второй половине XVIII века, помимо степеней каменщиков, использующих символику строительных инструментов, появляются и так называемые рыцарские степени.
Последний великий магистр ордена Жак де Моле проклял весь королевский французский род и это проклятие, как принято считать, в конце XVIII века и настигло королевскую семью. Поэтому акценты в масонстве немного сдвинулись. Теперь стали говорить, что общество первых каменщиков было образовано в Шотландии из уцелевших осколков ордена храмовников. Исторические факты подтверждают, что часть ордена осела именно там, и страна может считаться родиной масонства. Но, повторю, это опять-таки не более чем легенда, циркулирующая в самих масонских кругах.
Сегодня в масонстве рыцарские степени распространены. Систем посвящения существует несколько, самым распространенным в настоящий момент является Древний и Принятый Шотландский ритуал. Тут 33 степени посвящения. Первые три – базовые, присутствуют абсолютно во всех системах (ученик, подмастерье и мастер), а остальные – как правило, надстройка, куда и входят рыцарские степени. Одна из таких основополагающих степеней называется степень рыцаря Креста и Розы (розенкрейцеры).
— Чем же занимаются масоны в ложах?
— В первых трех степенях масоны всегда были заняты вопросами самопознания и самосовершенствования, как это ни забавно прозвучит на современный взгляд. Возведение храма, над которым трудились ветхозаветные каменщики, это символ – масоны не строят реальных зданий, они «строят» самих себя. «Диким камнем» масоны называют человека, полного страстей. Причем, человек необязательно порочен, он может быть добродетельным, но, например, не уметь контролировать гнев, зависть или обиду. Ему нужно научиться обуздывать чувства – «обтесывать камень».
Когда человек вступает в масонскую ложу, помимо прочих атрибутов ему вручают также маленький мастерок – символ «обтесывания» души. И если в степени ученика (по крайней мере, в XIX веке) мастерок не был полированным, при посвящении в степень мастера человек тоже получал такой мастерок — по понятным причинам, уже отполированный.
Как именно масоны совершенствуют себя сегодня, мне неизвестно, но могу проиллюстрировать, как это делалось в начале XIX века, – сохранились дневники, письма и воспоминания масонов. Кроме того, в «Магазине свободно-каменщическом», издаваемом в конце XVIII века, есть целые предписания о том, как масону надлежит «тесать камень своей души».
У вновь принятого брата был наставник, помогающий идти по пути самовоспитания. Масон вел ежедневные дневниковые записи и периодически отчитывался наставнику о проделанной работе. Человек старался «проживать» каждый свой день – рефлексировать, думать над действиями и мыслями в конце дня, а не просто жить по инерции, что делает сегодня большинство людей. Вечером следовало вспомнить прошедшие сутки и подвести итоги: чем был заполнен очередной день жизни. Следовало также размышлять о полезном чтении, какая из прочитанных книг оказала наибольшее влияние и впечатление и почему, какие струны души затронула и т. д.
Таким образом, масон должен постоянно размышлять над собой и своими действиями, одновременно «оттачивая» и воспитывая сам себя. Существуют очень трогательные дневники, в которых какой-нибудь помещик, владевший сотнями крепостных душ, записывал: «Сегодня предавался гневу, мне очень стыдно» и т. д. Даже для современного общества психологической культуры это почти нехарактерно, что уж говорить про конец XVIII века.
И в прошлые века, и сегодня масоны осуществляют широкую благотворительную деятельность, стараясь ее не афишировать. Также у масонов традиционно принята братская помощь.
— Масонство – религия или нет? Каково отношение течения к существующим религиозным конфессиям?
— Масонство – не религия, это религиозно-философское течение. Масоны почитают Великого Архитектора Вселенной – некий высший абсолют. Масоном может стать любой человек, к какой бы конфессии он не принадлежал: и христианин, и мусульманин, и буддист. Масоном может стать и атеист. Более того, если в одной ложе есть представители нескольких конфессий — клятва, соответственно, приносится на книге священного писания, последователем которого является брат.
— Почему же, на ваш взгляд, масонов так любят сторонники всевозможных теорий заговоров?
— Это трудный вопрос. Если говорить о политических вопросах, тут нужно возвратиться к Книге Конституции, согласно которой масоны осуществляют деятельность. Она издана еще в 1723 году. Там есть четко прописанный отдельный пункт, что в ложах категорически запрещены разговоры о политике. Но исторически сложилось так, что многие состоявшие и состоящие в масонских ложах занимают достаточно высокое положение в обществе, нередко даже возглавляют государство. Например, это принято в США – не только глава государства, но и высшая чиновничья власть состоит в масонских ложах. Самый известный американский масон – Джордж Вашингтон. В Европе это тоже достаточно распространено. Но сами масоны обычно говорят, что отдельный человек никоим образом не является выразителем идеи ложи или масонства в целом – просто так исторически сложилось. Есть вероятность и того, что у человека, проделавшего определенную работу над собой, осмыслил законы бытия, появляется желание что-то преобразовать вокруг себя.
Мысль, что масоны влияют на политические решения, в корне противоречит положению Конституции братства. Все, что говорят о масонстве в этой связи, – по большей части спекуляции.
Любопытно, что масонство в Российской империи было нерегулярным, то есть, непризнанным Великой ложей Англии или какой-либо другой Великой ложей. Грубо говоря, мы с вами можем образовать ложу и объявить себя масонами, но масонами от этого мы не станем – нас просто не признает ни одна Великая ложа.
Особенной тайны вокруг масонства нет: мы знаем, как проходят ритуалы, известны и некоторые слова-пароли, с их помощью масоны узнают друг друга (хотя периодически они их меняют) и т. д. В Интернете публикуются зодческие работы масонов, а специальные ложи занимаются историей масонства и тоже публикуют результаты исследований.
Сегодня принято говорить, что масонство – не столько тайное общество, сколько общество с тайнами. И это понятно, потому что всякая школа, как правило, имеет свои секреты. Согласитесь, есть вещи, которые стоит сообщать лишь человеку, говорящему на одном с тобой языке, иначе тебя просто неправильно поймут. Поэтому тайна масонов, собственно, и заключается в том, что не всем и не все можно говорить. Мы же сами не распахиваем душу перед каждым, и это нормально.
Тем не менее, у многих все равно остается желание верить в мистику и заговоры. Обществу необходима вера в легенду, нужен образ врага, потому что действительность отличается от наших представлений о том, как должно быть.
Символы
— Что могут означать масонские символы с научной точки зрения?
— Даже специалист, занимающийся историей масонства, не может вкладывать в символы свои смыслы, он должен опираться на толкование самих масонов.
О ветке акации мы уже говорили – привязка была к обозначению места гибели Хирама. Казалось бы, это просто ветка акации – то, что было под рукой у убийц, но для масонов акация стала символом утраченного слова (потому что мастера не знали, выдал ли архитектор заветное слово-пароль). С другой стороны, акация является символом импульса к поиску утраченного слова. И это слово в данном случае мы уже понимаем не буквально, а как поиск некоего высшего смысла. Акация – также символ бессмертия для масонов, поскольку на месте убийства Хирама воткнули засохшую ветку акации, что впоследствии зацвела.
Треугольник с глазом внутри – Троица: бог Отец, бог Сын, бог Святой дух, это символ божьего провидения.
Черно-белый шахматный пол – еще один символ, олицетворяющий идею всеобщей противоположности. Такой пол часто изображается перед храмом: чтобы подойти к последнему, надо пройти через шахматный пол — через осмысление и понимание идеи о единстве противоположностей. Что это значит? Приведу совсем простой пример, зададимся вопросом – что такое тьма? Тьма – это отсутствие света. В то же время мы бы не понимали, что такое свет, если бы не существовало тьмы. Мы не могли бы увидеть добро как таковое, если бы не существовало зла. Кроме того, все мы знаем, что существует грань, когда какое-то качество обращается в противоположность – добро может стать злом и наоборот. Поэтому шахматных квадратов – граней – так много, а не два – один черный, другой белый. Осознание и понимание законов жизни и должно вести к мудрости. В конечном итоге, это и становится процессом возведения «храма», о котором мы говорили вначале.
Когда появились рыцарские степени, вместе с компонентом мистики в масонстве стали активно использоваться и христианские мотивы. Появился терновый венец, роза, распятая на кресте, чаша Грааля и пр.
Что касается более высоких степеней посвящения, сегодня в них присутствует много элементов, заимствованных из герметической философии, и каббалы, и алхимии. Все это следует понимать в символическом ключе – например, алхимию как познание законов природы, поиск смысла бытия.
— Что можно сказать о женском масонстве?
— Женщин в ложи не принимают, хотя существуют специальные женские ложи, однако регулярным масонством они не считаются. Сами масоны объясняют это тем, что работа каменщика – не женское дело. Хотя в самой ложе отношение к женщинам почтительное. При приеме в ложу выдают две пары перчаток: одну – мужскую, для самого каменщика, а другую – женскую, для хранительницы сердца этого мужчины. Поднесением пары перчаток масоны выражают почтение женщинам, которые помогают работе лож или мужьям-масонам.
Женские ложи существуют в основном в США, но есть также и в Европе, например, во Франции. По большей части, все они относятся к нерегулярному, официально не утвержденному, непризнанному масонству.
Ольга Фадеева,
naked-science.ru