Сикстинская мадонна: Спасенная красота

0

Создателю "самой главной мадонны Возрождения" Рафаэлю удалось избежать печальной участи многих своих современников: он не был забыт, его имя не утратило значимости на протяжении столетий, картины, здания и фрески по сей день сохранили присущие им первозданную гармоничность и красоту. Но его "Сикстинская мадонна" могла бы исчезнуть навсегда. Теперь история её чудесного спасения стала частью легенды о художнике и его прославленном образе.

Май 1945 года. Дрезден

Взятие Дрездена частями советских войск и армии союзников произошло 8 мая 1945 года. Приблизительно за два месяца до этого город был почти полностью разрушен союзниками во время одной из самых страшных бомбёжек за всю Вторую мировую войну, хотя Дрезден и не был важной стратегической целью, — здесь не было военных заводов, не было крупных воинских подразделений…

Это был всемирно известный город-музей с чудесными дворцами и знаменитой галереей, в стенах которой находились сокровища гораздо более ценные, чем всё вооружение фашистской Германии. И этот город был в одну ночь превращен в груду развалин.

В ту ночь в Дрездене погибло больше людей, чем в Хиросиме. Об этом после напишет американский писатель Курт Воннегут в романе "Бойня №5". Бомбовая мощь англо-американских воздушных сил обрушилась и на галерею – собрание живописи, одно из крупнейших в мире.

Со второй половины ХVI века саксонские курфюрсты коллекционировали произведения искусства. Спустя почти три столетия, после постройки специального здания – творения Тициана, Рембрандта, Ватто и многих других были открыты для публики. Жемчужиной коллекции была, по общему признанию, "Сикстинская мадонна" Рафаэля Санти.

Дворцовый ансамбль ХVIII века "Цвингер" и замыкающая его Картинная галерея предстали перед войсками советских освободителей в руинах. Вместо дворца – жуткие развалины.

После вступления в Дрезден солдаты Первого и Второго Украинского фронта занимались поисками того, что осталось от собрания саксонских правителей. К счастью, удалось найти почти всё, но некоторые шедевры оказались утраченными навсегда (всего около 197 картин).

По воспоминаниям очевидцев тех событий, розыск работ являлся задачей государственного значения. В ту "команду спасения", кроме военных, входили художники, искусствоведы, реставраторы, — те, кто приобрел за годы войны опыт специфической "розыскной" работы, те, кто помогал эвакуировать ценности советских музеев.
 
Из расспросов местных жителей стало известно, что незадолго до атаки на город эсэсовцы срочно и тайно вывезли сокровища в неизвестном направлении.

К слову, если бы не старания советской "команды спасения", произведения Дрезденской галереи могли бы разделить бы участь других немецких художественных собраний. Так, накануне капитуляции, в Берлине эсэсовцы взорвали античную коллекцию, сожгли картины национальной галереи. Среди варварски уничтоженных шедевров – наброски Микеланджело, папки с рисунками Боттичелли, скульптуры Донателло, Рубенс, Шарден, Сезанн…

Спасение

Как это часто бывает, история нахождения и спасения шедевров полна случайностей и таинственных совпадений.

Обследуя подвал полуразрушенной, обгоревшей Академии художеств, наши солдаты наткнулись на туннель. При его обследовании они с удивлением обнаружили, что его узкое пространство заполнено… статуями. Тотчас были призваны те самые спецы из "команды спасения" и началось планомерное прочесывание туннеля. И в самом его конце, среди разбросанных документов и остатков мебели, они нашли в одном из шкафов так называемую "немую карту" – зашифрованный план расположения спрятанных картин Дрезденской галереи.

А еще через несколько дней, в заброшенной каменоломне в окрестностях города, в одной из штолен, был найден вагон, стоящий на ржавых рельсах. Обычный товарный вагон, зайдя в который, спасатели увидели плоский, некрашеный ящик, а рядом… знаменитый "Автопортрет с Саскией" Рембрандта, картины Джорджоне, Рубенса и другие шедевры. Всего в тот день было найдено более двухсот картин, и это было только начало.

Ящик из вагона был с секретными замками, но довольно лёгкий. Что же в нём? Было решено, не вскрывая, доставить его в штаб батальона. Ранним утром удалось освободить ящик от замков.

Взорам присутствующих открылась, по словам участника тех событий Л. Волынского (автора книги "Семь дней"), "…босоногая женщина с младенцем, легко идущая по клубящимся облакам. Это была одна из величайших картин, когда-либо созданных человеком – "Сикстинская мадонна" Рафаэля". Вскоре спасённое творение мастера доставили во дворец на Эльбе, в который свозили все отыскавшиеся произведения.

"Сикстинская мадонна" была в числе тех 1240 произведений Дрезденской галереи, вывезенных в СССР для реставрации и последующего возвращения в Германию. Хотя с немецкой стороны не все в это возвращение верили. Многие западногерманские газеты писали вскоре после окончания войны, что "русские … не отдадут своей добычи". Действительно, вывезенные сокровища задержались в России почти на десять лет, но на то были серьёзные основания. Во-первых, состояние работ, во-вторых, неопределённость с заключением мирного договора с Германией.

Период реставрации шедевров, а многие из них были серьёзно повреждены, затянулся вплоть до 1955 года – времени официальной передачи их ГДР. Во время восстановления работа Рафаэля находилась в Московском музее изобразительных искусств имени Пушкина. Там и была устроена выставка спасённых картин перед их возвращением в Дрезден. Руководил всеми реставрационными работами выдающийся русский художник Павел Корин. Это лишний раз демонстрирует то огромное значение, которое придавалось возрождению драгоценных полотен. Кропотливый, мучительно долгий процесс реставрации, обновления обретённой "Сикстинской мадонны" и других шедевров можно считать ещё одним подвигом советских людей, ещё одну их победу над фашизмом.

Глубокие, тёмные глаза Мадонны смотрят прямо перед собой, как у человека, который многое видит и многое ожидает. Легко ступая по облакам, Богоматерь несёт на руках своё дитя в мир, к людям.

В её взоре – предвиденье грядущих событий, страданий и будущего Воскресения Христа. Она знает всё и отдаёт самое дорогое, что у неё есть. Рафаэль почувствовал эту великую жертвенность, которая осталась нетленной благодаря его таланту и сохранилась вопреки всему.

Ольга Ярцева,
«Столетие»

Поделиться.

Комментарии закрыты