Карфаген был могущественным торговым и культурным центром, чем мешал усилению Римской империи на Средиземноморье.
«Карфаген должен быть разрушен», – это стало навязчивой идеей в Римской империи. Финикийский город смог превратиться в могущественное средиземноморское государство. Карфаген был богат, контролировал торговлю и имел обширные владения не только в Африке, но и за ее пределами. Рим ненавидел его и приложил все усилия, чтобы стереть город-государство с лица земли.
Город размером со шкуру быка
С основанием Карфагена связана интересная легенда. В конце IX века до нашей эры Дидона, вдова финикийского царя Сихея, бежала из Феса после того, как ее брат Пигмалион убил ее мужа. Она решила за драгоценный камень выкупить у местного племени кусок земли. Право выбора места оставалось за царицей, но и забрать она могла лишь столько земли, сколько покроет шкура быка.
Дидона решилась на хитрость и разрезала шкуру на очень тонкие ремни. Сделав из них круг, она сумела завладеть достаточно большим куском земли. Племени пришлось согласиться — уговор есть уговор. В память об этом была основана цитадель Бирса, чье название означает «шкура».
Однако точное время основания Карфагена неизвестно, специалисты называют как 825-823 года до н. э., так и 814-813 года до н. э. Город имел невероятно выгодное расположение и обладал выходами к морю на юге и на севере. Очень быстро Карфаген стал лидером морской торговли в Средиземном море. В городе даже были специально вырыты две гавани — для военных и для торговых судов. В VIII веке до н. э. ситуация в регионе изменилась — Финикия была захвачена ассирийцами, это вызвало большой приток финикийцев в Карфаген. Вскоре численность города так возросла, что Карфаген сам смог начать колонизацию побережья.
На рубеже VII-VI веков до н. э. началась греческая колонизация, и чтобы противостоять ей, финикийские государства стали объединяться. Основой объединенного государства стал союз Карфагена и Утики. Карфаген постепенно приобретал свое могущество — численность населения увеличивалась, сельское хозяйство развивалось, торговля процветала, карфагенские купцы торговали в Египте, Италии, на Черном и Красном морях, Карфаген практически монополизировал товарооборот, обязав подданных торговать только при посредничестве карфагенских купцов.
Власть в Карфагене была сосредоточена в руках аристократии. Существовало две враждующие партии: аграрная и торгово-промышленная. Первые выступали за расширение владений в Африке и были против экспансии в других регионах, за что выступала остальная часть аристократов, опираясь на городское население. Высшим органом власти был совет старейшин, который возглавляли сначала 10, а позднее 30 человек. Главами исполнительной власти являлись два суффета. Как и римские консулы, они избирались ежегодно и выполняли роль главнокомандующих армией и флотом.
В Карфагене был сенат из 300 пожизненно избираемых сенаторов, но реальная власть была сосредоточена в руках комитета из 30 человек. Также важную роль играло народное собрание, но на деле к нему обращались только в случае конфликта между сенатом и суффетами. Совет судей осуществлял разбирательства над должностными лицами после истечения срока их полномочий и занимался контролем и судом.
Благодаря своему торговому могущество Карфаген был богат и мог позволить себе мощную армию, состоящую из наемников. Основу пехоты составляли испанские, греческие, галльские, африканские наемники, аристократы же формировали тяжеловооруженную пехоту — «священный отряд».
Кавалерия состояла из нумидийцев и иберийцев. Армию отличало высокое техническое оснащение — катапульты, баллисты и т. д.
Общество Карфагена тоже было неоднородным и делилось на несколько групп по этническому признаку. В самом тяжелом положении находились ливийцы — их облагали высокими налогами, насильно забирали в армию, политические и управленческие права тоже были ограничены. Нередко на территории Ливии вспыхивали восстания.
Детей приносили в жертву
Финикийцы были разбросаны по всему западному Средиземноморью, но всех их объединяли общие верования. От своих предков карфагеняне унаследовали шумеро-аккадскую религию, а главными божествами в государстве стали Баал и богиня Танит, отождествляемая с греческой Астартой (шумер. Иштар). Согласно Библии, служение Баалу подразумевало жертвоприношение детей, мол, карфагеняне верили, что только жертва ребенка способна умиротворить и задобрить бога. По преданию, во время одной из атак города жители принесли в жертву более 200 детей из знатных семей. Однако, ученые сильно сомневаются, что карфагеняне приносили в жертву детей: анализ останков показал, что карфагенский тофет (массовое захоронение младенцев) был местом погребения мертворождённых детей и умерших вскоре после рождения в возрасте двух-пяти месяцев — дети такого возраста вряд ли могли быть принесены в жертву.
Уже к III веку до н. э. Карфаген подчинил себе Южную Испанию, побережье Северной Африки, Сицилию, Сардинию, Корсику. Он был могущественным торговым и культурным центром, чем, безусловно, мешал усилению Римской империи на Средиземноморье. В конце концов ситуация настолько обострилась, что неизбежно привела к Первой Пунической войне в 264 году до н. э. (лат. «пуны» – «финикийцы-карфагеняне»).
Римляне захватили Сицилию и постепенно перевели боевые действия в Африку, сумев одержать несколько побед. Однако война шла с переменным успехом для каждой из сторон, пока Рим, собравшись силами, не одолел Карфаген. Финикийцы заключили мир, отдали римлянам Сицилию и обязались выплатить контрибуцию в ближайшие 10 лет.
Карфаген не мог простить поражения, а Рим не мог смириться с тем, что могущественный противник быстро восстанавливается после войны. Карфаген искал нового повода для войны и случай подвернулся. Главнокомандующий Ганнибал в 218 году до н. э. напал на дружественный Риму испанский город Сагунту. Рим объявил Карфагену войну. Поначалу карфагеняне одерживали победу и 2 августа 216 до н. э даже сумели разгромить римлян при Каннах в Апулии на юго-востоке Италии, что стало тяжелым поражением для империи. Однако вскоре Карфаген потерял инициативу и Рим перешел в наступление. Последним сражением стала битва при Заме 19 октября 202 года до н. э. После этого Карфаген запросил мира и потерял все свои владения за пределами Африки.
Хотя Рим и стал сильнейшим государством в западном Средиземноморье, война за гегемонию в регионе не была окончена. Карфаген снова сумел быстро оправиться и восстановить статус одного из богатейших городов. Рим, который тяжело перенес несколько военных поражений в ходе предыдущих противостояний, окончательно утвердился в том, что «Карфаген должен быть разрушен», и стал искать новый повод для Третьей Пунической войны. Им стал военный конфликт жителей Карфагена с нумидийским царем, который постоянно нападал и захватывал карфагенские владения.
Когда нумидийцам дали отпор, Рим привел армию к стенам города. Карфагеняне просили мира, соглашаясь на все мыслимые условия. Они отдали все оружие и только после этого римляне огласили главное требование сената — разрушение города, выселение из него всех жителей. Горожане могли основать новый город, но не ближе, чем за 10 миль от побережья. Таким образом, Карфаген не смог бы возродить свое торговое могущество.
Карфагеняне попросили время на обдумывание условий и стали готовиться к войне. Город был хорошо укреплен и три года мужественно сопротивлялся римлянам, но в итоге пал в 146 году до н. э. Из 500 тысяч жителей 50 тысяч римляне обратили в рабство. Город был полностью разрушен, его литература была практически полностью сожжена, а на территории Карфагена была создана римская провинция.
Надежда Чекасина, «Дилетант»