Стихи Сапфо переписывал для себя чуть ли не каждый грек, а Сократ называл её «наставницей в вопросах любви»
Да, 2600 лет – огромный срок. От обширного наследия древнегреческой поэтессы Сапфо (или Сафо) время сохранило лишь несколько стихотворных фрагментов. Факты её биографии так тесно переплелись с мифами и легендами, что представить её настоящую судьбу почти невозможно. Зато благодаря ей всем в мире знакомо название родного острова Сапфо – о Лесбосе слышали все.«Сафо и Фаон» — картина французского художника Жака-Луи Давида, 1808 год. Из собрания Эрмитажа. С сайта ru.wikipedia.org
Девочка по имени Зыбучий песок
В VII веке до нашей эры остров Лесбос, расположенный неподалеку от побережья Малой Азии, представлял собой богатую греческую колонию. На его каменоломнях добывали красивый мрамор, а местные купцы развозили по всей Элладе вино, зерно и масло. Греки причисляли Лесбос к «Блаженным» или «Счастливым» островам. Считалось, что его столицу Митилену основали беженцы из разоренной ахейцами Трои. По крайней мере, именно из этого города вёл свой род местный знатный богач Скамандроним — своё имя он считал происходящим от названия реки Скамандр, протекавшей через Трою. В его семье родилась девочка, получившая имя Сапфо. Правда, на местном диалекте её имя звучало по-другому — Псапфа, что означало «зыбучий песок». Она стала четвертым ребенком в семье, у неё было три старших брата: Харакс, Эвригий и Ларих.
Родилась будущая поэтесса около 630 года до нашей эры. Уточнить дату невозможно. Встречаются упоминания, что она «появилась» в период 42-й Олимпиады, то есть, около 612 года до нашей эры (надо помнить, что тогда Олимпиадами назывались не сами спортивные состязания, а четырехлетние периоды между ними). Однако эта дата относится не к рождению девочки, а к её поэтическому дебюту — к появлению на свет новой поэтессы.
В те времена на Лесбосе было неспокойно. Незадолго до рождения Сапфо царскую династию Пенфилидов свергла местная олигархия. Из её среды выдвинулся первый тиран Лесбоса Меланхр. Когда будущая поэтесса находилась еще в юном возрасте, произошел новый переворот, и власть на острове захватил Мирсил. Укрепляя свои позиции, он начал борьбу с аристократией. И семье Сапфо пришлось эмигрировать. Временным пристанищем стала Сицилия.
То, что Сапфо находилась в изгнании на Сицилии, — это факт. А вот когда и почему это произошло, мнения расходятся. Все сведения о биографии поэтессы известны нам по источникам, написанным минимум 300 лет спустя после её смерти. Согласно одним, в сицилийских Сиракузах переживала опалу вся семья Сапфо, когда она была еще девочкой. Согласно другим, разгневанный тиран Мирсил выслал с Лесбоса уже известную поэтессу в 604-594 годах до нашей эры.
Вторая версия более вероятна. Судя по тому, что статуя Сапфо была, по словам Цицерона, установлена в администрации Сиракуз и стены этого здания украшал её портрет, копия которого сохранилась среди росписей Помпеи, на Сицилии находилась знаменитая на всю Элладу женщина. К ней съезжались со всех концов античного мира поклонники её таланта. «Сафо на Левкадской скале» — картина французского художника Пьера Нарсиса Герена из собрания Эрмитажа, написанная в начале XIX века. С сайта ru.wikipedia.org
Подружки и любовницы
Где-то в начале VI века до нашей эры Сапфо вернулась на Лесбос. В это время слава о её поэтическом даре уже гремела по всей Элладе.
В те времена на островах Ионии, к которым относился и Лесбос, положение женщин было гораздо более свободным, чем в континентальной Греции. Представить себе женщину, ставшую знаменитой благодаря собственным стихам, жителям демократических Афин было решительно невозможно. А вот на Лесбосе и в Спарте это было в порядке вещей. Девочек там обучали не только рукоделию и домоводству, как в остальной Греции, но и грамоте, музыке (игре, пению) и искусствам (танцам, стихосложению). Женщины даже юридически обладали почти теми же правами, что и мужчины: они могли наследовать имущество и участвовать в общественной жизни.
Согласно Плутарху, в Спарте старались закалять тело женщин физическими упражнениями (бег, борьба, бросание дисков и копий) – крепкий и здоровый организм лучше справлялся с беременностью и обеспечивал легкое и безопасное деторождение. Ценилась и красота тела: в праздничных процессиях девушки, как и юноши, выступали обнажёнными; в этой наготе не было ничего похотливого или позорного.
На Лесбосе также ценились красота тела и физическая ловкость. Верховная жрица Великой богини (с течением веков этого звания удостаивались то Гера, то Афродита, то Афина) пользовалась на Лесбосе почти таким же авторитетом, как царь или тиран. По некоторым сведениям, именно должность верховной жрицы стала венцом карьеры Сапфо.
Но точно известно, что Сапфо стояла во главе одной из музыкально-поэтических школ Лесбоса. И слава её школы гремела по всему тогдашнему культурному миру. Из Греции, из Малой Азии, с островов, архипелага, — отовсюду к Сапфо стекались девушки для музыкального и поэтического образования. Вот что писал Викентий Вересаев в книге «Сафо. Стихотворения и фрагменты»: «Общение с подругами-ученицами давало Сафо высочайшую радость в её жизни и величавшей горести. Это тесное её общение с прекрасными девушками на почве глубоких художественных и творческих переживаний носило чрезвычайно своеобразный характер. Песни Сафо, посвящённые её ученицам, полны такой жаркой страсти, такой ревнивой влюблённости, что читатель получит от них совершенно определённое впечатление».
Кстати, о красоте. Красавицей в античном понимании этого слова она не была — невысокая, коротконогая, выделявшаяся даже среди смуглых греков тёмным оттенком кожи. Но поклонялись ей вовсе не за внешние данные. Еще при жизни Сапфо называли десятой музой. Её превозносили не только как поэтессу, но и как композитора. Современник Сапфо Солон заявлял, что не желал бы умереть, не выучив её стихотворений наизусть. Даже спустя столетия после смерти Сапфо восторги по поводу её творчества не утихали. Сократ называл её своей учительницей в вопросах любви.
Платон писал о ней: «Девять на свете есть муз, утверждают иные. Неверно: вот и десятая к ним — Лесбоса дочерь, Сапфо!» Строки эти сочинены в IV веке до нашей эры, когда фигура реальной поэтессы уже скрылась за флёром легенд. Самая известная из них гласит, что Сапфо влюбилась в моряка Фаона, который не обращал на неё внимания. Страдающая от неразделенного чувства поэтесса ждала каждого его возвращения из плаваний, и однажды, не дождавшись, бросилась в море с Левкадской скалы.
В этой легенде сплелись сразу несколько преданий. На Лесбосе существовал культ морского божества Фаона, в которого, благодаря снадобью Афродиты, влюблялись все видевшие его женщины. На вершине Левкадской скалы стоял храм Аполлона, со ступеней которого сбрасывали в море приговоренных к смерти преступников. Всё это соединил романтический образ поэтессы, якобы покончившей с собой от безответной любви.
На самом деле Сапфо прожила долгую жизнь. Она вышла замуж за богатого торговца Керкила и родила ему дочь, названную Клеидой — в честь собственной матери Сапфо.
«Дитя у меня есть родное.
Прелестное, точно цветочек.
Сияющий пышной красою!»
Так писала о дочери нежно любящая мать. Женой, правда, судя по трудам античных историков и поэтов, она была не очень примерной. Геродот писал, что брат Сапфо, виноторговец Харакс, будучи в Египте, угрохал всю прибыль от выгодной сделки на местную гетеру Родопис и привез её на Лесбос. Сначала Сапфо присоединилась к хору островитян, осуждавших поведение её брата, но затем сама влюбилась в прекрасную египтянку.
«…воспевает даже свой разврат»
При жизни стихи Сапфо переписывал для себя чуть ли не каждый знавший грамоту грек. Но через несколько столетий стихотворная мода изменилась, и восхищаться её поэзией продолжали в основном только собратья Сапфо по таланту, такие как Катулл, Овидий и Гораций. Её наследие было собрано в 9 рукописных томах, скомпонованных по стихотворному размеру. Но их оригиналы погибли в одном из пожаров Александрийской библиотеки (за четыреста лет их было несколько). В результате до сегодняшнего дня дошло два стихотворения Сапфо целиком и еще около 170 фрагментов, сохранившихся в основном благодаря цитатам из них в сочинениях римских авторов.
Христиане не жаловали творчество поэтессы. По крайней мере, христианский писатель II века Титан писал о её стихах весьма красноречиво: «Сапфо, блудливая бабёнка, помешавшаяся от любви, воспевает даже свой разврат».
Вновь интерес к Сапфо пробудился во времена Ренессанса и особенно в куртуазном XVIII веке. Стали популярны переводы её поэзии на европейские языки, художники начали использовать эпизоды из биографии поэтессы для сюжетов своих картин. Например, русский князь Николай Юсупов специально заказал знаменитому французскому живописцу Жаку-Луи Давиду картину «Сапфо и Фаон», находящуюся ныне в Эрмитаже. Во второй половине XIX века в викторианской Англии связь женщины с женщиной стали называть сапфической, а чуть позже возник термин «лесбийская любовь», также связанный с образом древнегреческой поэтессы.
Источник: http://diletant.media