Что говорит о нас наша одежда?

0

Вы когда-нибудь задумывались, что о нас говорит одежда? Психология выбора одежды – это гораздо больше, чем продемонстрировать окружающим знание модных трендов (вообще не об этом), это возможность с помощью визуальных кодов рассказать свою историю. Практикующий психолог и имидж-дизайнер Дана Тарасова рассказала, как мода и психология взаимосвязаны.

— Есть прекрасная пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Что окружающим говорит наша одежда, кроме ее стоимости и качества тканей?
— Встречают действительно по одежке. Визуальный образ – это первое, что мы воспринимаем в собеседнике. При этом только глазам мы верим безоговорочно, а все остальное склонны подвергать сомнению. На мой взгляд, недооценивать это достаточно опрометчиво. И как раз стоимость одежды и качество тканей не бросятся в глаза в первую очередь. Для этого нужен собственный опыт ношения дорогой одежды и хотя бы немного времени, чтобы рассмотреть костюм. Гораздо быстрее будут бессознательные реакции переноса и интерпретации. Поэтому очевидно, что качество визуального эффекта зависит не только от того, что вы хотели бы «сказать» собеседнику своим костюмом, но и в немалой мере от того, что ваш собеседник может и способен услышать. А «говорить» одежда может о многом: о социальном статусе ее обладателя, об особенностях его мировоззрения, воспитании и чертах характера. Одежда может поведать и о том, что вы, возможно, хотели бы скрыть. Например, о ваших комплексах и страхах. И бывает, что такого рода суждения слишком поспешны, поверхностны и неточны.
— Можно ли по внешнему виду человека определить его внутренний мир и правильно его оценить?
— При первом взгляде этого не получится. Нам всегда нужно время, чтобы узнать собеседника, оценить его и понять, где заканчиваются наши домыслы и начинается реальный человек. Но бывает так, что визуальный образ отталкивает или неинтересен нам настолько, что мы и не хотим ничего больше узнавать. Многие не умеют осознанно выстраивать свой имидж, понимая собственную индивидуальность. Хотя мы всю жизнь ходим в одежде, тратим на свой гардероб большие деньги, много сил и времени. Сразу понять по внешнему виду собеседника, конечно, не получится, а вот оценить – легко. И дальше диалога может не случиться, или он пойдет абсолютно в ином ключе. На собеседованиях при приеме на работу, кстати, такое часто случается.
— Если девушка любит одеваться довольно откровенно: декольте, все в обтяжку, каблуки, – говорит ли это о ее доступности? Или, с точки зрения психологии, за этим кроется совершенно другое? Почему порой так хочется эпатажа?
— Я бы не назвала откровенные наряды эпатажем. Эпатаж – это идея. За декольте и каблуками не всегда стоят идеи. Иногда мы так показываем свои желания и намерения. Бывает, за внешней крикливостью стоит глубокий страх оценки и неприятие своего тела.
Впрочем, я склонна смотреть на стремление с помощью одежды «раздеться» как на одну из основных тенденций нашего времени. Человек существует на уровне своих мыслей, своей души (или морали), своего тела и во взаимодействии с другими людьми. Именно так мы реализуем свою индивидуальность. Вот и давайте представим теперь нашу сегодняшнюю действительность. Мы живем в абсолютной открытости и доступности. Мы хотим быть заметными, интересными и желанными. Все соцсети построены на этом. Мы стремимся поделиться собой со всеми, даже с теми, кого не знаем. И как только появилась возможность в Интернете, в соцсетях показать себя, тогда же в мыслях возникло желание «Посмотрите на меня и мою жизнь». Мораль сказала, что так можно и нужно делать, чтобы быть в контакте с миром, и на уровне тела мы стали это выполнять.
— А вот если девушка, наоборот, предпочитает все закрытое и нейтральное – она скромна, зажата и неуверенна в себе? Или о чем это говорит?
— Есть ситуации, где нейтральная одежда вполне уместна. Если же девушка всегда выглядит так, тогда, возможно, уверенности в себе ей действительно не хватает. Или она попросту скромна и воспитана в предпочтении к подобному эстетическому образцу, тогда это абсолютно нормально. Люди бывают скромными.
— У некоторых людей в гардеробе совершенно нет черных вещей. С точки зрения психологии, отрицание черного на что-то указывает? А если человек вообще не любит белый цвет?
— Да, у нас по-разному складываются отношения с ахроматами. Не все их любят. Или, наоборот, предпочитают всем остальным цветам. В психологии внезапная любовь к черному цвету часто считается симптомом внутреннего кризиса. Иногда это так и есть. Но, на мой взгляд, люди отказываются от каких-то цветов совершенно по разным причинам. К примеру, черный у многих ассоциируется с трауром, белый – многие в этом уверены – противопоказан девушкам с лишним весом, а у серого цвета есть ассоциативная связь с безликостью (серая масса, серая мышь). Очень показательно, какую цветовую гамму человек выбирает для себя в той или иной ситуации. Но здесь очень важен контекст, чтобы суждение было обоснованным.
— Вообще любовь к ярким цветам – это к чему? Человек хочет внимания, он жизнерадостен или это что-то другое?
— Я думаю, это может быть и первое, и второе, и что-то совсем другое, к примеру, тревожное расстройство или скрытая агрессия. Иногда ведь мы хотим не столько внешней оценки, сколько вынести на поверхность свое внутреннее состояние.
— Как надо одеваться, чтобы нравиться окружающим, добиться успеха, построить отношения?
— Если есть цель нравиться окружающим, тогда имеет смысл выяснить, а кто именно вас окружает и что этим людям нравится. Так вы поймете стратегию создания своего имиджа. Если хочется построить отношения, тогда, я думаю, в первую очередь нужно одеваться сообразно своей индивидуальности. Чтобы одежда не спорила с вами, а помогала донести ту историю, которую вы о себе рассказываете. Так образ вызывает доверие.
А если ваше поведение, характер, манера говорить или, к примеру, места, где вы появляетесь, – это одна история, а одежда – совсем другая, тогда, скорее, вы будете внушать недоверие, а не симпатию. Так построить отношения будет гораздо сложнее.
— С точки зрения психологии и моды, то, как нас одевали в детстве, влияет на нашу взрослую жизнь?
— Конечно, мы все родом из своего детства. Там формировалась личность, осваивались нормы поведения, осознавалось собственное «я» и так далее. К эстетическому идеалу это тоже имеет прямое отношение. Он тоже родом из детства. «Мама всегда одевала меня в красивые платьица» или «В моей семье не было принято уделять много внимания одежде, все детство я донашивала наряды моей старшей сестры», – как вы думаете, будут ли эти девочки относиться к себе во взрослой жизни одинаково? Скорее всего, нет. Ребенок рассматривает себя в зеркале и в предложенных значимыми взрослыми обстоятельствах как-то оценивает свою внешность. Из структуры личности ничего никуда не девается. Поэтому во взрослой жизни придется с этим научиться жить, обратившись за помощью к стилисту. Вот почему я считаю, что стилисты обязаны иметь психологическое образование.

Катарина Кудряшова, sunmag.me

Поделиться.

Ответить