Антинаучная фантастика

0

В мае 1902 г., 115 лет назад, французский режиссер Жорж Мельес начал работу над фильмом «Путешествие на Луну», с которого зародился жанр научной фантастики.

Мельес даже не подозревал, какой переворот в молодом искусстве кино совершит его лента. Картина задумывалась всего лишь как пародия на приключенческие романы Жюля Верна и Герберта Уэллса, но быстро завоевала любовь зрителей и, что самое главное, коллег Мельеса по цеху. Легендарный фильм до сих пор считается одним из эталонов немого кино, а знаменитые кадры приземления ракеты в «глаз» Луны стали одной из самых цитируемых сцен в массовой культуре. Но, несмотря на стабильный спрос, кинофантастика долго прокладывала путь к сердцам критиков, воспринимаясь лишь как несерьезное развлечение. Несколько знаковых картин изменили отношение к этому жанру.

«Экскурсия на Луну» (1908)
За свою непродолжительную карьеру Сегундо де Шомон снял более 200 картин, отличающихся большой технической изобретательностью. Мастер работал в самых разных жанрах, включая и научную фантастику. В 1908 г. де Шомон выпустил свою версию «Путешествия на Луну», сделав сюжет Жоржа Мельеса еще более эксцентричным. Обитателей Луны в этой ленте играют акробаты и танцовщицы, исполняющие перед гостями с Земли незамысловатый бурлеск. Впрочем, герои фильма недолго наслаждались представлением: очень скоро их прогнали капризные инопланетяне. Особое очарование этой небольшой киношутке придают раскрашенные вручную кадры, позволяющие оценить лунный пейзаж, наполненный яркими грибами в человеческий рост.

«Истребитель дирижаблей» (1909)
Вдохновившись романами Герберта Уэллса, режиссер Уолтер Бут снял короткую, но очень выразительную ленту «Истребитель дирижаблей». Идет 1909 г., на Великобританию надвигается целая армада цепеллинов, посланных неизвестной державой. Дирижабли стирают с лица земли целые города, но находится талантливый изобретатель, который знает, как победить врага.
Сейчас сюжет и спецэффекты Бута кажутся наивными, если не примитивными, но в те годы они поражали воображение зрителя. Глубины фильму добавляет и его пророческий пафос: всего через пять лет Европу охватит одна из самых кровопролитных войн в истории человечества. В Первой Мировой, кстати, широко использовались дирижабли-бомбардировщики.

«Завоевание полюса» (1912)
Еще один шедевр от Жоржа Мельеса. На этот раз зрителю предстоит отправиться не на Луну, а немного поближе — в Арктику. Но это не значит, что путешествие будет простым. Героям противостоят толпы воинствующих суфражисток и ледяной великан, окопавшийся в снегах Северного полюса. Если с великаном все понятно, то появление на экране борцов за женские права кажется неуклюжим реверансом в сторону консервативной публики. Вместе с тем, в ленте присутствует абсурдная и довольно отвратительная сцена сбрасывания женщины с воздушного шара прямо на шпиль небоскреба. Кстати, главную роль в этом фильме исполнил сам Жорж Мельес.

«20 тысяч лье под водой» (1916)
Полнометражную работу шотландского режиссера Стюарта Пейтона принято считать первой экранизацией знаменитого романа Жюля Верна о капитане Немо и его подводной лодке. Это не совсем так: еще в 1907 г. сюжет книги перенес на экран все тот же Жорж Мельес, снявший 17-минутный энимал-хоррор с резиновыми монстрами.
Впрочем, лента Мельеса была одним из его многих формалистских экспериментов, целью которых было раскрытие возможностей «движущейся картины». Картину Пейтона от этого наброска отличает не только хронометраж, но и цельный сюжет, следующий первоисточнику, а также революционные по тем временам съемки в естественных декорациях. И речь идет не только об экзотических пейзажах. Несколько сцен для фильма были сняты под водой — невероятный прорыв для эпохи, когда оператору приходилось постоянно вращать ручку киноаппарата.

«Конец света» (1916)
Возможно, первый в истории фильм-катастрофа был снят датчанином Августом Бломом. В сторону Земли направляется комета, которая вот-вот уничтожит все человечество. Бушуют стихийные бедствия, на улицах царят беспорядки, но довольно скоро зритель понимает, что у режиссера совсем другой замысел. «В день, когда мир полыхает, пусть звезды танцуют для нас», — говорит устроитель роскошного бала декадентов. «Если наступает конец света, давайте отберем у богатых то, что они у нас украли», — отвечает в другой сцене бедный рабочий.
Очевидно, что фантастический антураж был лишь привлекательным фасадом для социальной драмы о мире, в которой богатство и привилегии доводят до безумства, а нищета и угнетение — до жестокости.

«Гомункул» (1916)
Шестисерийный фильм Отто Рипперта мог бы стать общепризнанным шедевром немого кино, если бы не Первая Мировая война. Страны Антанты объявили бойкот всей немецкой продукции, поэтому жители государств, входивших в военный блок, не смогли увидеть эту изящную вариацию на темы «Фауста» и «Франкенштейна».
Искусственно созданный человек, узнав о своем происхождении, сходит с ума, подчиняет себе мир, устраивает народные восстания и сам же их жестоко подавляет. Но история нового Нерона, выращенного в пробирке, завораживает даже не столько сюжетом, сколько операторской работой Карла Хоффманна. Математическая точность, с которой выстраивается кадр, особенно поражает в финальной сцене, когда в несчастного получеловека попадает молния.

«Путешествие на Марс» (1918)
На закате Первой Мировой войны датчанин Ригмор Хольгер-Мадсен снял одну из первых кинофантазий о жителях Марса. Если верить фильму, четвертую планету от Солнца захватили религиозные фанатики.

«Аэлита» (1924)
Фантастическая мелодрама, отметившаяся яркими декорациями в духе немецкого экспрессионизма, снята Яковом Протазановым по мотивам повести Алексея Толстого.

«Луч смерти» (1925)
К жанру фантастики обращался и первооткрыватель «эффекта Кулешова», без которого сложно представить игровое кино. Его «Луч смерти» стал масштабным экспериментом мастерской, в которой трудились ведущие художники раннего киноавангарда.
Некие шпионы похищают созданный инженером «луч смерти», необычное оружие массового поражения. Но рабочие после долгих перипетий берут опасное изобретение в свои руки и направляют его против буржуев. Критики ленту разгромили, зритель также остался равнодушен. Но со временем фильм оценили по достоинству, а находки Льва Кулешова вошли в учебники кинематографа.

«Метрополис» (1927)
Завершает эпоху ранней кинофантастики лента Фрица Ланга «Метрополис», оказавшая влияние на массовую культуру. В той или иной степени, но авторы едва ли не всех антиутопий опираются на мир Ланга, в котором нашлось место и социальной критике, и библейским мотивам, и аттракционам с участием пестрой массовки. После «Метрополиса» кино уже не могло быть прежним, а «низкий» жанр научной фантастики окончательно отвоевал свое место в искусстве.

Эдуард Лукоянов,
Mir24.tv

Поделиться.

Комментарии закрыты