«Расскажи, Снегурочка, где была, расскажи-ка, милая, как дела?» — почти каждый ребенок помнит эту песенку. Но как появилась Снегурочка, и есть ли аналоги снежной красавицы — мало кто знает.
Не зимняя фея, а весеннее божество
Невозможно сказать точно, где и когда придумали Снегурочку. Впервые ее образ зафиксировали в фольклоре XIX века, но в народных обрядах она тогда не фигурировала. Считается, что образ снежной красавицы появился еще в дохристианской мифологии славян — действительно, ожившая ледяная фигура отсылает нас к языческим верованиям, которым было свойственно обожествлять природу. К тому же, в старинных северных приданиях нередко встречались истории о молодой девушке, слепленной из снега. С началом весны она идет в лес с подружками, прыгает через костер и тает. Версия вполне правдоподобная: в те времена убеждение, что «сезонные» духи умирают со сменой времен года, было весьма популярно. Интересно, что в те времена Снегурочка скорее считалась дочкой божества Мороза. В какой момент их родственные связи изменились — неизвестно.
В народной сказке Снегурочка никакого отношения к Деду Морозу не имеет. В 1869 году фольклорист Александр Николаевич Афанасьев публикует двухтомный труд «Поэтические воззрения славян на природу», где и появляется Снегурка (в другом варианте — Снежевиночка). Бездетные старик со старухой лепят себе дочку — Снегурку. Она оживает и становится настоящей маленькой девочкой. Похожая сказка есть и у Даля, а в середине XX века сказку про Снегурушку записывают в Башкирии. Правда, сказка с криминальным подтекстом, но с хорошим концом: соседские девочки зовут Снегурушку в лес за ягодами, там ее из зависти убивают, закапывают и пристегивают прутиком. В деревне говорят, что Снегурушка потерялась. Но один юноша срезает с могилы снежной девочки прутик и делает из него дудочку. Когда кто-то на ней играет, дудочка сама по себе начинает петь о том, как злые девочки заманили и убили Снегурушку. Одна из девочек получает эту дудочку, но играть отказывается: бросает ее о землю, дудочка ломается, и из нее появляется живая Снегурушка.
По одной из версий, прообразом Снегурочки было древнее славянское божество Кострома. Она считалась покровительницей урожая и плодородия. В конце весны праздновались «зеленые святки» — прощание с весной и приветствие лета. Кострому всегда играла юная девушка в белом наряде, иногда обряды принимали форму похорон. Интересно, что в одном из вариантов сказки Снегурочка погибает, прыгая через костер, — Кострому иногда представляют в виде соломенной куклы, сжигаемой в конце весны на костре.
Сестры в Азии и Европе
Настоящую славу Снегурочка получила благодаря Островскому, написавшему по мотивам славянских сказок пьесу. В ней Снегурочка, дочка Мороза и Весны, становится более человечной. Ее губит не костер, а любовь, которую зажег в ее сердце Ярило-солнце. Первая театральная постановка успехом не увенчалась, зато написанная Римским-Корсаковым опера стала по-настоящему знаменитой. В 1968 сказку экранизировали.
Снегурочка — вовсе не уникальное явление, как думают многие. У Снежной девочки есть аналоги и в других странах. Например, азербайджанского Деда Мороза по имени Шахта Баба сопровождает девочка Гарагыз. В Армении старику с подарками (Дзмер Папи) помогает Дзюнанушик. В Узбекистане местный Дед Мороз Корбобо носит халат и катается на осле в сопровождении Коргыз.
Водятся Снегурочки и немного дальше. В Монголии у Деда Мороза Улина Увгуна есть помощница Зазан Охин. Рядом с ними всегда ходит мальчик Шин Жил, символизирующий Новый год. В Болгарии эту девочку зовут просто — Снежанка. А в Швеции у Снегурочки есть «сестра» Люсия, в честь которой у жителей страны есть даже особый праздник.
У Люсии интересная история. Считается, что имя ее связано со святой Люсией, мученицей, умершей за веру в Христа. По распространенной версии, Люсия жила в средних веках и была замужем за рыбаком. Однажды ее муж уплыл в море, но разыгралась буря, и черти погасили маяк. Тогда Люсия вышла на скалу с фонарем, чтобы осветить дорогу рыбаку. Но злые черти напали на нее и отрезали голову. По легенде, призрак девушки продолжал всю ночь стоять на скале с фонарем в руке.
В Италии Снегурочки нет, но здесь живет самая пожилая «родственница» снежной красавицы. Ее зовут фея Бефана, и она приносит итальянским детям подарки. Эта старушка залетает на метле в дымоход и кладет игрушки в детские носки. Плохим детям достаются угольки, которые на деле оказываются просто круглыми конфетами, красящими язык. Считается, что фея летает по свету в поисках младенца Христа, которому хочет отдать его подарок. К тому же Бефана очень хозяйственная: если ей понравится в доме, то она может даже убраться. А из угощений старая фея предпочитает апельсины и вино.
Екатерина Астафьева, «Дилетант»