Гейзеры на Европе могут означать жизнь в Солнечной системе

Эксперты NASA при помощи космического телескопа «Хаббл» нашли весомые доказательства того, что на Европе есть гейзеры.

Европа является наименьшим из четырех крупнейших спутников Юпитера. По своим размерам она уступает земной Луне. Это небесное тело состоит в основном из силикатных пород, а в его центре находится железное ядро. Тем не менее, к Европе приковано особое внимание специалистов, ведь она считается одним из немногих объектов Солнечной системы, на которых может существовать жизнь. Речь идет о микробной жизни, похожей на ту, которую можно встретить в земных океанских глубинах. Местом обитания микроорганизмов может быть гигантский подповерхностный океан Европы, скрытый под многокилометровым слоем льда.
Ответить на многие интересующие ученых вопросы могут гейзеры на Европе. Впервые об их существовании активно заговорили в 2012 г. Именно тогда планетарный астроном из Юго-Западного исследовательского института в Сан-Антонио (США) Лоренц Рот обнаружил на ультрафиолетовых фотографиях светлые пятна в районе южного полюса Европы. Дальнейшие исследования показали, что речь может идти о гейзерах, поднимающихся на 160 км над поверхностью спутника. В 2014 г. начались дополнительные исследования. Ученые наблюдали за спутником Юпитера, когда он проходил по диску газового гиганта: предполагалось, что это позволит лучше рассмотреть гейзеры.

Впрочем, до последнего времени об их существовании все равно нельзя было говорить с уверенностью. Но совсем недавно эксперты НАСА заявили, что они получили дополнительные свидетельства существования таких выбросов. Всего ученые рассмотрели десять проходов Европы по диску Юпитера. Были выявлены следы в ультрафиолетовом диапазоне и оптические вспышки, которые потенциально связаны с извержениями гейзеров. Основным местом концентрации вспышек стал южный полюс. При этом на одной из трех фотографий исследователи выявили следы гейзеров и в окрестностях экватора спутника Юпитера. В районе южного полюса высота водяных выбросов достигала 200 км. Ученые полагают, что жидкость, по всей вероятности, приземляется обратно на поверхность Европы.

Одна из трудностей наблюдения за гейзерами кроется в том, что они извергаются относительно редко. По мнению ученого из Техасского университета в Остине Бритниа Шмидта, это обусловлено тем, что вырабатываемые Юпитером и разогревающие недра Европы приливные силы недостаточны для постоянного раскалывания ее ледового щита.

И хотя ученые пока что не уверены в существовании гейзеров на 100 процентов, новые данные стали важным дополнительным свидетельством этого. В целом пользу открытия сложно переоценить. Не будь на Европе гейзеров, для исследования океана пришлось бы бурить поверхность Европы. Все это, безусловно, стоило бы невероятно дорого, а реализация подобной миссии могла бы растянуться на много лет. Однако если тезис о существовании гейзеров правдив, то бурить не придется: для получения ответов на многие вопросы достаточно будет взять образцы выбрасываемой воды.

Когда можно будет осуществить такую миссию, это другой вопрос. В данный момент близ Юпитера действует автоматическая станция Juno. Однако в задачи последней не входит исследование Европы: цель аппарата – изучение гравитационного и магнитного полей Юпитера. Инструменты, позволяющие осуществить забор воды и льда, могут быть установлены на космический аппарат NASA Europa Clipper, целью которого является изучение возможности существования жизни на Европе. Запуск автоматической станции может быть осуществлен в 2021–2022 гг., хотя наиболее вероятной датой считается середина 2020-х гг. Некоторые надежды ученых связаны с космическим аппаратом JUICE, предназначенным для детального изучения трех спутников Юпитера: Европы, Ганимеда и Каллисто. Его запуск намечен на 2022 г., а выйти на орбиту Юпитера он должен в 2030 г. Ответить на многие вопросы также позволит новый космический телескоп «Джеймс Уэбб», запуск которого планируют осуществить в 2018 г.

Илья Ведмеденко,