Гены запрещено патентовать

Верховный суд Соединенных Штатов постановил, что человеческие гены не могут быть запатентованы, однако искусственные копии генов могут стать предметом патентов.

Как сообщает Национальный центр конституции со ссылкой на постановление суда, своим решением Верховный суд аннулировал два патента, которые принадлежали компании Myramid Genetics из штата Юта. Патенты, которые были аннулированы судом, касались методики распознавания генов, связанных с раком яичников и груди. Компания получила патент на гены BRCA1 и BRCA2, повышающие риск рака груди и яичников.

«Давайте будем честными! Компания Myraid ничего не изобрела. Её специалисты обнаружили важный ген, наличие которого говорит о присутствии конкретного заболевания в организме пациента. Однако выделение одного гена – не открытие, которое тянет на целый патент!»  — заявили в суде.

В ходе обоснования своей позиции судьи заявили, что источником и создателем ДНК человека является природа. Именно эта причина является непреодолимой преградой для патентования человеческих генов. В свою очередь представители компании Myraid заявил о том, что патентование их методик было оправдано количеством времени, сил и денег, которые были потрачены на создание техники по выявлению генов.

Эксперты отрасли разошлись в своих мнениях: одни считают, что отмена процесса патентования может поставить под угрозу множество инвестиционных программ и остановит исследования в области генетики, а их противники уверены в том, что процесс патентования создаст первый прецедент монополизации, как создания средств по борьбе с генетическими заболеваниями, так и поиска новых мутаций генов, пишет Reporter-ua.com.

Противостояние общественных организаций и частных контор, типа Myraid Genetics, занимающихся разработками в генной сфере, началось в 2009 году. Тогда Американский союз защиты гражданских прав подал иск, оспаривавший право частных контор патентовать выделенные ими участки ДНК человека.

Компания Myraid Genetics попыталась развеять слухи и заявила о том, что её специалисты не планируют патентовать человеческие гены. Специалисты пояснили суду, что в лабораторных условиях из генов ими выделяется ДНК, из которой позже создаются копии генов, которые подлежат патентованию.