Космический аппарат впервые совершил посадку на комету

Впервые в истории в космическом пространстве совершена сложнейшая научно-техническая операция – посадка космического аппарата на комету. Проходящая на расстоянии 500 млн. километров от Земли миссия европейского исследовательского модуля «Фила» призвана обнаружить ценные данные о начальных этапах возникновения Вселенной.

Крайне сложная операция

Европейский исследовательский модуль «Фила» (Philae) 12 ноября отстыковался от зонда «Розетта» (Rosetta) и начал операцию по спуску на ядро кометы Чурюмова-Герасименко. «Предстоящая операция будет первой в истории науки попыткой посадить искусственный аппарат на комету», – подчеркивали в Европейском космическом агентстве (ЕКА) за несколько часов до приземления.

Комета Чурюмова-Герасименко диаметром около 4 км вращается вокруг Солнца с периодом 6,59 года и летит в космосе со скоростью 18 километров в секунду.

Операция по спуску на комету длилась почти семь часов. Подтверждающий сигнал о том, что модуль «Фила» отделился от «Розетты» и начал приближаться к комете, поступил на пульт Европейского центра управления полетами в немецком Дармштадте 12 ноября в 10.03. Посадка модуля состоялась около 16.35. Из-за того, что аппараты находятся на удалении более 500 млн. км от Земли, сигналы о начале спуска «Филы» и посадки дошли до Европы только через полчаса после начала и окончания процесса.

Зонд «Розетта» отправился в космос в марте 2004 года. Двигаясь по сложной траектории вокруг Солнца, аппарат приближался к орбите Юпитера, пролетал рядом с Марсом и три раза – рядом с Землей. За эти годы "Розетта" прошла путь в 6.400.000.000 километров по сложной траектории, это в пять раз больше расстояния от Земли до Солнца. С июня 2011 года аппарат находился в режиме спячки – большая часть его бортового оборудования была выключена. «Будильник» аппарата, который был установлен на 20 января, успешно сработал, и бортовое оборудование было запущено.

Зонд заснял 120-километровый астероид Лютеция – самый большой астероид, который люди смогли разглядеть с такого близкого расстояния. Во время облета Лютеции зонду удалось сфотографировать многочисленные ударные кратеры и сотни канавок на всей его поверхности. Ударные кратеры обычно наблюдаются на всех объектах Солнечной системы с твердой поверхностью, а канавки встречаются гораздо реже. До сегодняшнего дня они были обнаружены только на спутнике Марса Фобосе и астероидах Эрос и Веста.

Директор программ пилотируемых полетов Европейского космического агентства Томас Райтер в эфире немецкого телеканала ZDF оценивал вероятность успешного спуска модуля на поверхность кометы как 50 на 50. «На таком невероятном расстоянии от Земли надо осуществлять навигацию крайне точно», – добавил он.

Это крайне сложная операция, в которой одним из препятствий является и необычная форма кометы, словно состоящей из двух состыковавшихся крупных элементов, добавляют специалисты из ЕКА. При этом модуль «Фила» снабжен специальным буром для взятия проб и десятком различных автоматических исследовательских комплексов – спектрометров, фотокамер, анализаторов частиц. Это позволит, в частности, заглянуть внутрь ядра кометы, притом что обычно частицы ядер комет, попадающие в их шлейф, быстро разрушаются под воздействием ультрафиолетового излучения Солнца.

Кроме того, с помощью «Филы» будет изучен и хвост кометы, а также происходящие в нем процессы.

Миссия должна дать ученым ценные данные о начальных этапах возникновения Вселенной. Ученые подчеркивают, что комета сохранилась практически в изначальном состоянии с момента своего возникновения 4,5 млрд. лет назад. Свою миссию они называют «космической археологией».

А «Розетте» удалось заснять посадку «Филы», а также темную и светлые стороны кометы Чурюмова-Герасименко. Фотография темной стороны была сделана с помощью установленной на борту зонда научной системы обработки изображений OSIRIS с расстояния 19 км, а светлой части поверхности кометы – с 10 км.

Нынешняя космическая миссия не обошлась и без происшествий. Посадка на комету едва не сорвалась из-за отказа маневрового двигателя у «Розетты». Но проблему решили, сделав ставку на систему специальных гарпунов, которые при посадке приблизили модуль к комете, воткнувшись в нее.

Несмотря на неполадки, миссию решили продолжить, а проблема на самом деле возникала с активной системой спуска посадочного модуля, которая обеспечивает тягу и помогает избежать отскока аппарата в момент посадки на поверхность небесного тела.

Судьбоносное событие

Как рассказал газете «Взгляд» старший научный сотрудник Института прикладной астрономии РАН Николай Железнов, нынешнее событие, если все пройдет успешно, можно назвать судьбоносным.

«Все, что делается в первый раз, в принципе подходит под такое определение, – отметил специалист. – И высадка первого аппарата на Луну, первая высадка на Марс и первые фотографии больших планет с близкого расстояния зондом «Вояджер» и т.д. Высадка на комету стоит в этом же ряду. Также можно вспомнить, как в 1986 году советский аппарат «Вега» впервые сделал фотографию ядра кометы Галлея, пролетев вблизи нее».

Железнов также объяснил, в чем главная сложность высадки космического аппарата именно на комету. Дело в том, что комета «пылит», вокруг ее ядра есть так называемая кома – облако из пыли и газа, приземлиться в которое долгое время не удавалось.

Кроме того, такие небольшие по меркам космоса небесные тела, как комета, имеют очень низкую гравитацию, что также представляет проблему при спуске туда искусственных аппаратов.

«Но все трудности рано или поздно преодолеваются: сначала мы научились сажать модули на Марс или Луну, теперь сажаем на более мелкие объекты», – добавил специалист.

Исследования кометы с помощью «Филы» он считает делом важным и интересным: «Кометы несут в себе то вещество, из которого когда-то образовалась Солнечная система. Есть даже версия, что жизнь на Землю также была занесена с помощью комет. Это очень интересный объект», – резюмировал он.

Иван Чернов,