Над миром нависла угроза тотальной грибковой эпидемии

Экологи из Имперского колледжа при Лондонском университете (Великобритания) в своей статье, опубликованной в журнале Nature, предупреждают: на мир надвигается тотальная грибная эпидемия.

По данным исследователей, ежегодно грибы уничтожают 125 млн тон риса, кукурузы, картофеля и бобов сои, которыми можно было бы прокормить почти 9 процентов населения Земли. Патогенные грибы поражают все новые и новые виды. Например, в 72% случаев именно грибы являются причиной гибели животных, оставляя далеко позади бактерии и вирусы.

Так, из-за Batrachochytrium dendrobatidis из хитридиомицетов вымирают десятки и сотни видов амфибий по всему миру. Считается, что в Центральной Америке этот гриб заставил исчезнуть около 40% видов. И до сих пор учёные не могут создать лекарство. Другой выдающийся пример — синдром белого носа у летучих мышей, грибковое заболевание, впервые описанное в 2006 году и распространяющееся с угрожающей скоростью. Новые же грибковые патогены поражают виды без какого-либо различия, от пчёл и кораллов до морских выдр.

По мнению ученых, существует несколько причин быстрого и легкого грибкового наступления на мир. Во-первых, их споры необычайно устойчивы, могут долго жить вне хозяина, годами ожидая удобного случая, чтобы прорасти. Многие грибы поражают сразу несколько видов, и такая широкая специализация добавляет грибному виду "живучести". Отчасти в пользу грибов играет и способность животных сопротивляться болезни, потому что устойчивая особь может унести болезнь довольно далеко от первоначального очага и поспособствовать таким образом распространению эпидемии. Грибы способны к межвидовому обмену генами, что приводит к появлению новых, ещё более вирулентных генетических комбинаций. Наконец, их триумфальному маршу способствуют человеческие коммуникации, торговые и пассажирские перевозки.

Совет ученых пока такой: нужно сплотиться против грибной угрозы, ужесточив санитарный контроль и усилить финансирование микологических и генетических исследований.

По материалам: Izvestia.com.ua