Наша планета в древности была похожа на Титан

Геологи из Университета Ньюкасла установили, что атмосфера Земли до насыщения кислородом колебалась между состояниями с низким и высоким содержанием углеводородов.

Ученые исследовали обнаруженные в Южной Африке органические отложения, сформированные 2,6-2,5 млрд лет назад, когда Земля была населена первыми бактериями. Исследование элементарного состава пород и соотношения в них органического и неорганического углерода позволило геологам сделать вывод о том, что, хотя в целом кислорода в атмосфере было мало, в зонах мелководья его концентрация могла локально повышаться.

Чтобы получить информацию об атмосфере на основании геологических данных, авторы составили компьютерную модель влияния состава атмосферы на соотношение изотопов серы в отложениях. Накопление в атмосфере углеводородов приводило к снижению количества пропускаемого ультрафиолета, что влияло на химические процессы на древней Земле. В конечном итоге это приводило к изменению соотношения изотопов серы.

Исследователи обнаружили в отложениях периодичность, что, по их мнению, отражает нестабильность древней атмосферы. По их словам, ее состав колебался между двумя относительно устойчивыми состояниями — с низкой и высокой насыщенностью углеводородами, и основное влияние на эти колебания оказывали производящие метан бактерии (метаногены), пишет Lenta.ru.

В своей насыщенной органикой фазе атмосфера древней Земли становилась «дымчатой» и напоминала теперешнюю атмосферу крупнейшего спутника Сатурна — Титана. Это единственный спутник в Солнечной системе, имеющий плотную атмосферу. Из-за большого количества метана Титан окружен настолько плотной дымкой, что она не позволяет увидеть его поверхность.