Обнаружены обитаемые планеты

Согласно новым выводам европейских ученых, вокруг трети всех известных звезд нашей Галактики вращаются планеты, похожие на Землю, то есть, на них обнаружена вода в жидком виде. Из этого следует, что миров, в которых предположительно есть жизнь, только в Млечном Пути во много раз больше, чем людей на Земле.

В основном землеподобные планеты вращаются вокруг звезд, именуемых красными карликами. Только в Млечном Пути их около 160 млрд, а значит, и планет, похожих на Землю, насчитывают десятки миллиардов. Это первая прямая оценка числа планет земного типа в Галактике, последовавшая за не столь давним признанием научным сообществом того, что у каждой звезды в ночном небе есть как минимум одна планета. По новым оценкам, в непосредственной близости от нашей Солнечной системы (30 световых лет) находится примерно сотня планет земного типа, располагающихся в обитаемой зоне.

Исследователи, которым деятельно помогал HARPS, спектрограф Европейского космического агентства (ЕКА), находящийся в чилийской обсерватории Ла-Сийя, долгие шесть лет собирали данные по экзопланетам вокруг красных карликов спектрального класса M. Было выяснено, что они значительно меньше и холоднее Солнца, но очень распространены и долгоживущи: давно замечено, что чем горячее и больше звезда, тем меньше ее жизненный срок, и наоборот. Красных карликов в нашей Галактике 80% от наблюдаемых звезд — а значит, около трети(!) звезд — более 60 млрд — согласно новому исследованию, имеют землеподобную планету в зоне обитаемости. Более того, по мнению ученых, газовые гиганты вокруг красных карликов образуются значительно реже землеподобных планет — с вероятностью 12% против 40%.

По современным оценкам, количество звезд в Галактике колеблется от 200 до 400 млрд, однако их очень значительная часть входит в двойные и тройные звездные системы, где число планет на одну звезду считается меньшим, чем у двух однозвездных систем.

Стоит заметить, что многие исследователи с иронией относятся к самому понятию зоны обитаемости. С одной стороны, все климатологи сделали своим Кораном утверждение «Уйди наша планета на 2% дальше от Солнца — и она навеки замерзнет, а приблизься на 2% — и вода в океанах испарится». С другой — астрономы уже заметили, что экзопланеты в зоне обитаемости не демонстрируют столь жесткой зависимости. Более того, сама Земля свидетельствует против концепции зоны обитаемости в ее нынешнем виде. 2–3 млрд лет назад Солнце имело светимость на 20–30% ниже, наша планета была на той же орбите — а значит, находилась вне зоны обитаемости в том смысле, как мы ее понимаем сейчас, пишет Compulenta.ru.

Однако геологическим фактом является то, что нам известно много древних русел, следов дождя и прочих свидетельств того, что жидкая вода и тогда была на Земле. Да и в более поздние времена Земля то полностью замерзала, то сильно раскалялась. И в науке нет никакого сколько-нибудь четкого понимания причин таких колебаний. Иными словами, нам неизвестна точная околозвездная зона обитаемости, и имеющийся диапазон расстояний от звезды до землеподобной планеты с жидкой водой (а значит, и вероятной жизнью) может быть сильно занижен. Как и само количество таких планет.