Осколки древней Земли

Ученым удалось найти остатки первого протоокеана, суперматериков, пустынь и следы падения гигантского метеорита, вызывавшего, очевидно, глобальную катастрофу.

Самая древняя поверхность (1,8 млн. лет)

В Израиле пустынная гладь выглядит так же, как 2 миллиона лет назад. Эта местность подтвердила гипотезу, что, если пространство будет сухим и абсолютно плоским, и в нем сохранятся те же погодные условия при отсутствии геологической активности, тогда вся его поверхность может оставаться неизменной на протяжении миллионов лет.
Кстати, это бескрайнее песчаное море намного превосходит по возрасту другие пустынные ландшафты. Похожий участок земли расположен в штате Невада (США), и он в 4 раза моложе израильской пустыни.

Самый древний лёд (15 млн. лет)

На первый взгляд, Сухие долины Антарктиды, как представляется, свободны ото льда. Эти зловещие марсианские ландшафты усеяны бесплодными скалами и покрыты внушительным слоем пыли. Но под землями мрачных долин спит часть континента, которая была заморожена в течение почти 15 миллионов лет. Древнейший лёд на планете находится в самом центре антарктической вечной мерзлоты.
В течение долгого времени климат в Сухих долинах не менялся, но в последние годы они вдруг начали оттаивать. Особенно интенсивное таяние ледников наблюдается в долине Гарвуд. Больше всего льда потерял ледник возрастом не менее 7 тысяч лет. Учёные делают всё возможное, чтобы определить, почему именно эта долина стала получать больше солнечного света.

Пустыня Намиб (55 млн. лет)

Пустыня Намиб в Африке официально является древнейшей в мире пустыней. На её «гуляющих» дюнах наблюдают таинственные волшебные круги и находят другой реликт — растение под названием Вельвичия, возраст которого достигает 2500 лет.
Поверхность этой пустыни не содержит никакой влаги в течение вот уже 55 миллионов лет. А возникла Намиб при расколе суперматерика Западной Гондваны, который произошёл почти 145 миллионов лет назад.
Недружелюбная окружающая среда вынудила животных приспосабливаться к выживанию в адских условиях. Чтобы избежать потери жидкости, орикс (или сернобык) останавливает потоотделение. Особое строение кровеносных сосудов позволяет антилопам жить при температурах, которые вызывают повреждение мозга у животных других видов. Но большая часть обитателей пустыни – рептилии и грызуны. А еще здесь процветают многие виды жуков. Намиб также славится самыми высокими в мире песчаными дюнами.

Океаническая кора (340 млн. лет)

Индийский и Атлантический океаны были не первыми океанами Земли. Первозданный океан под названием Тетис когда-то покрывал всё Средиземноморье. Возможно, ученым удалось найти его следы. Кору морского дна, которая датируется более 200 миллионами лет, обнаруживают очень редко, потому что Земля постоянно изменяется и выталкивает вверх новые поверхности. Часть дна в Средиземном море избежала обычной геологической рециркуляции, и при сканировании стал известен её рекордный возраст. Когда учёные изучили восточные средиземноморские временные отметки скалы в бассейне Геродот, оказалось, что эти отметки соответствовали магнитным сдвигам, происходившим 340 миллионов лет назад. И если это действительно часть Тетиса, то это первое доказательство того, что древнее море образовалось гораздо раньше, чем предполагалось вначале.

Рифы, созданные животными (548 млн. лет)

Самый древний риф — это не просто одна или две ветви коралла. Это массивная сеть протяженностью в 7 километров, которая находится в Африке. Предполагаемыми «строителями» этого природного чуда в Намибии являются клаудины – первые существа, имевшие скелет. Стержнеобразные животные производили цемент из карбоната кальция так же, как и современные кораллы, и использовали его для того, чтобы накрепко прикрепляться друг к другу. Об этих существах известно очень мало, похоже, что они срастались вместе в целях безопасности — на окаменелостях клаудины, обнаруженной в Китае, есть следы повреждения, которые могли возникнуть в результате кислот, выделяемых хищниками. Так как эти создания живут неподвижно, очевидно, что питательные вещества к ним поступали с течением воды. В условиях растущей конкуренции за пищу и территорию это давало им явное преимущество пред остальными организмами.

Гора Рорайма (2 млрд. лет)

Эта удивительная гора находится на границе трёх стран. Небольшая ее часть расположена в Гайане и Бразилии, а основная приходится на территорию Венесуэлы. Запечатлевающийся в памяти вид, который открывается с плоской вершины Рораймы, – главная изюминка горы. В сезон дождей вода очень живописно стекает с плато. Масса туристов восхищаются видом водопадов, рождающихся как будто из ниоткуда. Это зрелище настолько вдохновило сэра Артура Конан Дойля, что он написал свое знаменитое произведение – «Затерянный мир».
В Европе об удивительной горе узнали в 1596 году. Ее обнаружил сэр Уолтер Рэли во время путешествия по Гайане, когда он искал мифический город Эльдорадо.

Древнейшая вода (2,64 млрд. лет)

На протяжении двух миль в канадской шахте находится то, что было доисторическим океанским дном. Вода нередко затекает в трещины, оказываясь в ловушке в течение длительного времени. Учёные, которые забирали образец воды из канадской шахты, ожидали, что ее возраст составит миллионы лет, но никак не миллиарды. Но результаты превзошли все ожидания исследователей. Оказалось, что в их руки попала древнейшая вода на планете. Она уже существовала в те времена, когда на Земле еще даже не успела зародиться многоклеточная жизнь.
Как отмечают ученые, древняя вода обычно скапливается вместе с химическими веществами, необходимыми для поддержания жизни. Действительно, в водном кармане в Южной Африке, возраст которого оценивается в несколько миллионов лет, были обнаружены микроорганизмы. Если они содержатся и в самой древней воде (пока это неясно, так как она всё ещё находится на исследовании), то научное сообщество надеется, что жизнь можно будет найти также в аналогичных условиях на Марсе.

Ударный кратер (3 млрд. лет)

Метеорит-убийца мог иметь размеры, сравнимые с размерами острова Гренландия. Если этому найдутся подтверждения, то небесное тело сдвинет с пьедестала нынешнего чемпиона – кратер Вредефорт в Южной Африке, возраст которого определяют в 2 миллиарда лет. Как предполагают, кратер возник в результате падения на Землю метеорита диаметром до 500 километров. Если это окажется правдой, то метеорит будет самым крупным из тех, что падали на поверхность нашей планеты.
О том, что кратер образовался от падения огромного небесного тела, говорят два факта: в этом районе разрушены скалы и был найден калиевый полевой шпат. Так как этот минерал плавится при очень высоких температурах, это указывает на удар метеорита.
Существует также достаточно доказательств того, что морская вода хлынула внутрь новообразовавшегося кратера, закипела и изменила химический состав почв на большой территории. Кстати, если подобная громадина ударит по нашей планете сегодня, то человечество вымрет.

Тектоника плит (3,8 млрд. лет)

Как известно, поверхностный слой Земли состоит из литосферных плит. Их движение называется тектоникой. Следы древнего перемещения плит обнаружили на юго-западном побережье Гренландии. Предыдущие исследования показали, что в этом районе оно началось 2,5 миллиарда лет назад. Однако ученые разыскали то, что помогло им сдвинуть эту дату на добрый миллиард с лишним лет. Геологи взяли на острове образцы подушечных лав и базальтовых пластов и установили, что эти слои зародились тогда, когда стало расширяться раннее морское дно.

Земля до начала времен (4,5 млрд. лет)

Учёные полагают, что есть часть планеты, которая только начала формироваться. На Баффиновой Земле в канадской Арктике имеются вулканические породы, которые появились ещё до возникновения земной коры. Каким-то образом этим породам удалось избежать геологического процесса рециркуляции, который был особенно интенсивным в начале формирования планеты. Эти породы помогут, наконец, понять, что же такое произошло внутри земного шара, почему он стал более твёрдым на внешней стороне.
Также на Баффиновой Земле было обнаружено никогда прежде не встречавшееся трио: свинец, неодим и чрезвычайно редкий гелий-3. Существует причина, почему эта смесь вызывает такое большое возбуждение в научном сообществе. Эти три элемента являются давно отсутствующим отпечатком материала, из которого первоначально возникли все континенты и горы Земли.
Источник: Bugaga.ru