Плохие привычки изменяют гены

Когда человек обзаводится вредными привычками, то портит жизнь не только себе, но и будущему поколению. Суть в том, что привычки могут поменять его гены, которые в измененном виде передаются следующим поколениям. Выяснилось, что жизнь наших родителей или прародителей повлияла на нас.

Оказывается, что ген может находиться в двух состояниях: выключенном и включенном. В этом он похож на обычную лампочку. Такое состояние называется эпигеномом. Например, у мышц клетки поджелудочной железы и нервной клетки одинаковый набор генов. Но первые синтезируют инсулин, вторые – нейромедиаторы. При этом происходит проявление одних генов (включенное состояние) и подавление других (выключенное состояние). У взрослого человека эпигенетика постоянно меняется. Его образ жизни, питание и вредные привычки влияют на эпигеном. В результате это отразится на здоровье и наследственности. То есть ребенок получит уже готовые наборы выключенных и включенных генов.

Курение

Сигареты меняют около 600 генов. Отсюда можно сделать вывод, что курение вредно не только самому человеку, но и его будущему потомству. Раньше считали, что оно вредит только во время беременности. Но, согласно исследованиям, проведенным в одном из университетов Лондона, выяснилась закономерность, что мужчина, который до 11 лет развил в себе эту вредную привычку, передаст своим детям повышенный риск к развитию ожирения. Дело в том, что табак нарушает тончайший баланс регуляции генов. Кроме того, в 2007 году было проведено сравнение тканей легких, которые взяли у курильщиков и не курящих. Ученые установили около 600 генов, которые были изменены, что отразилось на их неправильной работе. Но многие из них еще могут исправиться, если человек откажется от курения. Но около 120 генов останется в таком же состоянии, даже спустя 10 лет после отказа от вредной привычки.

Алкоголь

Алкоголь включает онкогены (запускает процесс развития опухолей рака). Во всех здоровых клетках организма онкогены находятся в выключенном состоянии. Ученым удалось выяснить, что ацетальдегид, который содержится в алкоголе, препятствует присоединению к ДНК метильных групп. В результате онкогены включаются и начинают свою работу по превращению здоровой клетки в раковую. В университете Техаса было подсчитано, сколько генов пострадает у хронического алкоголика в префронтальной области мозга, которая больше всего уязвима от злоупотребления алкоголем. Было обнаружено 163 гена. Говоря по-простому, спиртное просто высушивает мозг, случаются короткие замыкания между нервными импульсами, в результате — проблемы с эмоциями, вниманием и памятью.

Безопасная доза спирта для организма человека находится в районе 30 г чистого спирта в сутки. Это 250 мл вина или одна бутылка пива. Для женщины количество выпитого спиртного должно быть вдвое меньше.

Полнота передается детям

На сегодняшний день стало известно о вреде пищевых красителей, консервантов и пестицидов. Например, выяснилось, что инсектицид метоксихлор вызывает сильные мутации генов в яйцеклетках и сперматозоидах. Кроме того, он воздействует на эпигены. Суть в том, что мутации генов в половых клетках обычно не передаются потомству, такой эмбрион просто не выживает и гибнет еще в утробе матери. А вот дефект в эпигеноме часто молчит и может проявиться только после рождения или даже во взрослом возрасте. Поэтому нужно 100 раз подумать, стоит ли употреблять сладкую газировку, кушать шоколадный батончик и другие вредные продукты. Ведь «Е» добавки могут изменить не только вашу жизнь, но и жизнь ваших детей.

Одна из гипотез про ожирение говорит, что если мать до беременности и во время самой беременности часто переедала, то это вызовет изменения в генах, которые в измененном виде передадутся ее детям. Эту гипотезу подтвердили уже до некоторой степени. Проводя эксперименты на животных, выяснилось, что перекормленные самки всегда производили на свет более тучное потомство. Исследования продолжаются, но уже сейчас ясно, что ученые идут по правильному пути.

Но есть и противоядие. Просто сократив употребление калорий на 25 процентов, человек активизирует большое количество генов в каждой клетке. Особенно это относится к митохондрии (энергетической станции). Что сильно повлияет на все процессы организма человека, начиная с активации иммунной системы до усиления регенерации клеток и понижения воспалительных процессов. Ученые из Швеции выяснили, как активировать 470 генов. Достаточно в течение 6 недель заниматься на велотренажере. Это полезно не только для костных клеток и мышц, но и для сердечно-сосудистой системы, пишет vashaibolit.ru.

Польза чеснока и чая

Употребляя всего 2-3 чашки зеленого чая в день, на 50-70 процентов уменьшается риск заболеть раком. Катехин блокирует проявления генов, которые вышли из строя, и активизирует другие. То же самое можно сказать про чеснок, в составе которого есть сульфиды. Кроме того, ученые провели исследование по изучению генов, которые контролируют процесс разрушения ДНК свободными радикалами. Они взяли кровь для анализа у 13 пожилых людей после месяца употребления в пищу чеснока (примерно 3 зубчика ежедневно на 1 кг веса) и сравнили ее с кровью, которую взяли у них в начале эксперимента. Выяснилось, что чеснок мощно активизировал гены и в тоже время подавлял свободные радикалы.

Итак, вывод простой, чтобы производить на свет здоровых детей, следует самим быть здоровыми. Закон простой — подобное рождает подобное. Измените уже сегодня свои вредные привычки и образ жизни, и вы никогда об этом не пожалеете.